Вести с водоёмов

Столичный регион на минувшей неделе находился в зоне действия активных циклонов. Это определяло теплую, но нестабильную погоду, когда чуть ли не ежедневно отмечались амплитудные колебания атмосферного давления, часто менялись сила и направление ветра, в отдельные дни случались непродолжительные дожди, прогремели первые грозы. Данная погодная обстановка успокоилась лишь на исходе отчетной семидневки, когда пришла настоящая летняя жара, которая стала быстро менять как состояние водоемов, так и поведение разной рыбы. Причина этого — стремительный прогрев воды, подъем водной растительности, массовый выход из укрытий всевозможной живности, а также появление множества мальков нового поколения.

Приход в весенний период ранней жары даже на относительно короткое время может реально изменить ситуацию с клевом рыбы на весь летний сезон, причем обычно не в лучшую сторону. Связано это с тем, что в водоемах резко возрастет «плотность» корма, и рыба, вместо того чтобы постепенно набирать истраченные зимой и в течение нереста биологические ресурсы, восполнит их за короткий временной промежуток. А возможности для того при быстром прогреве воды предоставляются широкие: поднимется молодая водная растительность, которую едят многие мирные рыбы; начнется массовый выход из воды различных личинок, являющихся наиболее калорийным рыбьим кормом; также в воде сразу появятся мириады мальков, которых вся рыба тоже активно поедает.

Понятно, что при таком изобилии разнообразного корма рыба быстро наедается, клев ее становится очень привередливым, причем его активная фаза обычно занимает несколько утренних часов, а затем водоем словно вымирает. Нельзя, конечно, утверждать, что рыба после полудня совсем не кормится и не клюет — просто при насыщении она начинает чаще брать лишь мелкий корм, причем довольно аккуратно, много раз его опробовав. На грубой, тяжелой снасти, где на большой крючок насажены червь или два-три опарыша или зерна кукурузы, таких поклевок видно не будет. Но ситуация станет выглядеть совсем иначе, если рыболов поставит тончайшую оснастку с грузоподъемностью поплавка до одного грамма, а на мелкий и тонкий крючок будет насаживать только одного мотыля или кусочек зерна перловки.

Что-то похожее наблюдалось уже в минувшие выходные дни на Оке — как на ее глубинных участках под Каширой, так и на речных быстринах выше Соколовой Пустыни. Здесь, в условиях низкой и теплой воды, нерест завершился практически у всей рыбы, даже более того — на прошедшей неделе у берегов появились мириады мальков. Кроме этого, полетели комар, ручейник, вислокрылка, стрекоза. Ясно, что у окской рыбы при спокойном состоянии среды обитания очень много естественного корма. Поэтому при ловле на удочку почти не давало никакого эффекта прикармливание стандартными составами — рыбы в зоне ловли не становилось больше, активность ее не повышалась. И как ни странно, разная белая рыба в теплой воде, бывало, отдавала предпочтение червю, чем растительным насадкам. Тем не менее, положение с плохим клевом на Оке в пору наступившей всеобщей «сытости» в какой-то мере спасала рыбалка с применением распаренной пшеницы в качестве прикормки и насадки. На единственное зерно пшеницы на тонком крючке брали достойного размера, до килограмма весом, язь, подъязок, плотва, голавль, хотя поклевки и были редкими. А вот нужная недавно перловка теперь на Оке практически не работала, если не считать поклевок на нее уклейки.

Также и на Пахре в районе с. Ям: прикармливание пользу приносило, но только что «отболевшая» после нереста плотва клевала исключительно на самое мелкое зернышко перловки, а вот подлещика удавалось поймать лишь на одну-две личинки мотыля на тонком крючке. Также разная рыба неплохо брала в полводы на появившуюся свежую зелень-нитчатку. Следует отметить, чем ближе к берегу велась ловля, при достаточной тут глубине, тем больше было поклевок на разные насадки и наживки.

На Московском море, где еще велик дефицит воды, рыба также неплохо клевала в береговой зоне. Например, на участке входа канала в водохранилище достойного размера плотва, густера и подлещик плотнее всего держались в районе 2-3 метров глубины на каменистой береговой отсыпке. Здесь они явно отзывались на прикармливание, а из насадок более всего предпочитали опарыша, мотыля и червя, хотя, возможно, лучшей насадкой была бы добытая тут же на камнях нитчатая «зелень».

Стремительно меняется ситуация с клевом разной рыбы на большинстве прудов Подмосковья. На одних из них карась массово нерестится, поэтому временно его клев ухудшился, как это было в прошедшие выходные дни на водоеме у с. Лобаново (слева от Каширского шоссе), но зато тут «отболела» ставшая очень активной плотва. Следует отметить, что тот карась, который ловится во время нереста, явно перестает клевать на растительные насадки, но хорошо и надежно берет на червя.

Другое дело — ловля карпа при быстром прогреве воды на многочисленных прудах, где эту рыбу запускают. Первые неделя-другая жары, пока вода не перегрелась, для рыбалки на «карповниках» наиболее благоприятны — клев карпа в этот период может перейти в настоящий жор. Например, сейчас очень хорошо ловятся карп, карась, линь и плотва на пруду №2 у д. Костино (Рязанское шоссе, в начале с. Никитского поворот налево). Здесь рыбалка носит в основном прибрежный характер, но размер рыбы оставляет желать лучшего — вес трофеев не превышает 300 граммов. В ходу кукуруза, червь, опарыш. На более крупных карпов и карасей весом за килограмм можно вполне рассчитывать, если проехать подальше от столицы. Так, много рыбы достойного размера ловится на глубоком водоеме с плотиной у д. Острога (Серебрянопрудский район). Для успеха рыбалки тут следует искать участки мелководий, а в противном случае ловить вплотную к берегу.