На минувшей неделе погода в столичном регионе держалась аномально теплая, солнечная, с очень высоким атмосферном давлением. Такую обстановку весной рыболовы называют «злой», поскольку рыба не любит избытка света, жесткого восточного ветра и поэтому клюет очень плохо. Собственно говоря, это и подтвердили выезды на водоемы разных типов, где еще сохранился относительно надежный ледовый покров.
На исходе сезона рыбалки со льда для большинства рыболовов наиболее заманчивой становится погоня за лещовой стаей на просторах больших водохранилищ, где лед еще порядочное время сохраняет безопасную однородность и прочность, в отличие от водоемов с заметным течением. Однако следует понимать, что относительно смело вести себя на весеннем льду данных проточных водоемов можно только на их больших плесах, где не так сказывается течение, как это бывает весной в верховьях, чреватых опасными промоинами.
Весенний ход леща
Лещи, когда они готовятся к ходу на свежую воду, образуют вблизи мест зимовки огромные и плотные косяки, занимающие большие площади и при кормовых сезонных миграциях часто движущиеся в несколько ярусов в толще воды. При этом размер попадающихся рыболовам трофеев и мощь очнувшейся от зимней спячки широкотелой рыбы заставляют немало поволноваться при вываживании на относительно тонкую снасть каждого очередного леща.
Такая скоротечная по срокам рыбалка, пока стаи леща не растворились в свободных ото льда верховьях и притоках водоема, дело коллективное, потому что небольшая группа рыболовов в какой-то момент может не заметить резкую смену направления хода рыбы – косяк будет упущен, а затем будет потеряно много времени на поиски нового. К тому же, весной из-за разной по всему водоему толщины слоя свежей воды, как сама рыба, так и ее потенциальный корм часто меняют горизонт нахождения в водной толще, стремясь к оптимальным на данный момент параметрам среды обитания. И такую тенденцию важно вовремя уловить, варьируя длиной отпуска под лед лески и высотой проводки приманки в процессе ловли. И вообще, косяки именно леща весной редко идут по самому дну, поднимаясь от него до полутора метров и выше, вот почему в это время малоэффективна «сидячая» ловля со дна на прикормленных лунках.
Следует также иметь в виду, что лещи иногда заходят в совершенно мелководные заливы, где могут передвигаться только на боку, как камбала, и при этом весьма активно клюют. А вот любая прикормка в таких «нестандартных» местах практически бесполезна, даже явно распугивает рыбу.
В период хода лещей надо, конечно, от привычной поплавочной оснастки отказаться в пользу мобильной снасти. Ею, безусловно, служит удочка с кивком, а из приманок тут бесспорным лидером является известный всем «чертик», при этом он обязательно должен быть сильно вытянутой формы: именно к таким неравнодушны лещ и родственные ему рыбы – синец, густера, белоглазка. Кстати, чем мутнее становится в водоеме вода, тем крупнее «чертики» надо ставить на леску, поскольку на мелкие поклевок может не быть вовсе или долго придется ждать, пока рыба уловит слабые колебания от небольшой приманки. При этом, чем крупнее приманка, чего весной совершенно не надо бояться, тем более замедленной, размеренной должна быть игра ею, что по понятным причинам делать даже начинающему рыболову гораздо проще и менее утомительно, чем в течение длительного времени поддерживать темповую «тряску» мелким «чертиком».
На Оке
Из-за раннего схода снега и низкого исходного уровня на Оке под Каширой особого подъема воды в реке не наблюдается. Поэтому массового ледохода не было — лед на некоторых участках еще стоял, а где-то его размыло на месте. Естественно, на самой реке никто не рыбачил — вся ловля была сосредоточена в затонах. Так, в Белопесоцком и на Мутенке некоторым мастерам ловли на «чертика» удавалось за день взять несколько штук крупной плотвы, лещей, окуней, густеры. Однако в целом рыба клевала плохо, хотя эхолот показывал ее большие скопления в толще воды. И еще, все отмечают, что рыба, заходящая в затоны из Оки в основном движется недалеко от берегов. Следует добавить, что к концу текущей недели лед на затонах вряд ли останется безопасным.
На водохранилищах
На основных плесах больших подмосковных водохранилищ обширные площади льда пока успешно противостоят напору весеннего тепла. К тому же, здесь и вода еще не начала подниматься, и лед не оторвался от берегов. Однако, как почти везде, и тут рыба на минувшей неделе вела себя очень пассивно. Так, на Рузе в районе Палашкина хотя бы немного мелочи удавалось поймать лишь на поливах с глубиной до 4 метров, хотя рыба тут стояла плотно. Здесь ловились окунь и плотва весом около 100 граммов. На больших глубинах подлещик и густера себя вообще не проявляли. Аналогичные дела наблюдались и во многих местах Можайского водохранилища, где и мелочь давалась с огромным трудом. С другой стороны, погода мало повлияла на успех ловли в Бунинском заливе Озернинского водохранилища, куда, вероятно, набилось очень много разной рыбы. Тут на «чертика» неплохо клевали подлещик и плотва, попадались крупные окуни, регулярно «работали» жерлицы.
Интересные дела сейчас происходят на Волжских водохранилищах. Так, уже почти сошел весь снег, но на Угличском водохранилище продолжают сбрасывать воду. Из-за этого на водоеме в отдельные дни наблюдается сильное течение, которое совсем смыло лед на основной акватории. Здесь вовсю идет «страда» ловли хищников с лодок, конечно, процветает и браконьерство. Со льда же рыболовы ловят на оставшихся «языках» ледового покрова, которые выходят из многочисленных заливов. Тут на мормышку неплохо берут окунь, плотва, густера, уклейка, ерш, но рыба активна только в те дни, когда по Волге усиливается течение.
На прудах и карьерах
Лед на этих водоемах еще держится, особенно под теневыми берегами, но заход на него и выход бывают сильно осложнены. Кроме того, не ко всем водоемам теперь возможно подъехать, поскольку грунтовые дороги просто «развезло». Так, наконец-то стала неплохо брать рыба на карьерах возле д. Мотякино (первое бетонное кольцо), но подъехать сюда почти невозможно. На большинстве же известных проточных прудов рыба на неделе клевала вяло, а найти ее было непросто. Дело в том, что по мере усиления тепла и освещенности к середине дня разная рыба активно перемещалась и уходила в очень локальные точки с подходящими условиями.