Как-то мы отправились на Волгу, на известную только нам безотказную точку. Облавливать место решили с самых глубоких ям, но на фарватерном свале судак ловился посредственно – за целый час поймали лишь три килограммовых «хвоста». Ловлю осложняло неслабое течение и ветер.
Решили сместиться под высокий берег – поискать там укрытие хотя бы от сильного ветра. Здесь обнаружили скопление судака и начали методично его «прореживать». Клев прекратился где-то через час, но за это время на кукане прибавилось с десяток добрых судаков.
Сместились с этой точки вниз по течению метров на пятьдесят. Обловили прибрежный свал, но нашли только окуней и бершей. Уже решили было вернуться на предыдущую точку и ждать нового выхода судака, как выяснилось, что якорь плотно засел в корягах. Ловить на таком течении без якоря фактически невозможно, поэтому смена точки означала бы конец рыбалки.
Приунывший напарник продолжил ловить бершей, я же, немного поколебавшись, сделал заброс против течения и уже через минуту высвобождал из клыкастой пасти судака твистер. Техника «апстрим» оправдала надежды и в джиговой ловле. В тот день таким образом выловил еще с десяток судаков, а на последующих рыбалках закреплял успех в апстрим-джиге.
СКОРОСТНАЯ ЛОВЛЯ АКТИВНОГО ХИЩНИКА
Джиговый «апстрим» актуален, прежде всего, когда рыба активна. Самый характерный пример – ловля с лодки по обширному протяженному свалу и на ровных участках на большой глубине и с наличием солидного течения. Основная рыба – судак, он здесь не «живет», а периодически выходит на эти «точки», причем «выходы» эти непродолжительны по времени. Что же мы имеем?
Делая стандартные забросы по направлению течения, мы вынуждены затрачивать на одну проводку от пяти до десяти и более минут. Можно, конечно, выматывать приманку, когда она попадает в ту зону, где ожидание падения груза на дно составляет до десяти и более секунд, но, как показывает практика, здесь тоже часты поклевки.
Если же делаем заброс в противоположном направлении по отношению к течению, то на одну проводку будем затрачивать где-то минуту-две, максимум – три. И дело все в том, что время падения приманки минимально, и при этом она быстро приближается к лодке благодаря течению.
Кто-то может возразить, мол, слишком небольшая пауза – не есть хорошо для такой рыбы, как судак, но могу с полной уверенностью заверить, что во время «выходов», когда судак активный, высокая скорость ступенчатой проводки его не смущает.
В итоге успеваем сделать в 3–5 раз больше забросов в перспективную зону, что, вне сомнений, в разы увеличит количество поклевок и, соответственно – и улов. Это особенно актуально в условиях, подчеркну, кратковременных «выходов» активного судака на водохранилище.
Примерно то же самое я проделывал и в береговом джиг-спиннинге. Условия были следующие: солидно вдающийся в воду мыс-коса, перекат и яма ниже него. Рыба здесь – судак, жерех, сом и окунь – во время низкой активности держалась на свалах в яму и в самой яме, а вот во время «выходов», когда рыба активизировалась, почти вся она курсировала по перекату и выше него.
Именно подача джига в стиле апстрим позволяла максимально быстро собрать хороший «урожай» с окрестностей переката. После же окончания таких «выходов» (а длились они обычно от 10 минут до часа-полутора), снова переходил на стандартную ловлю в яме и по свалам, где добирал уже неактивную рыбу.
Таким же образом собирал рыбу на протяженных продольных ямах, идущих вдоль берега: снова up-stream выручал в плане «скорострельности».
БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Проводка джиговой приманки методом «up-stream» предпочтительна не только тогда, когда требуется выловить максимальное число хвостов во время «выхода». Иногда забросы вверх бывают оправданы и при ловле пассивной рыбы, причем иногда даже – тех видов, которые не относятся к номинальным хищникам.
Язь на Куйбышевском водохранилище ловится на джиг только в одно время – в предзимье по открытой воде, в течение нескольких недель до становления льда. В это время он активно поедает малька и тюльку и на спиннинговые приманки ловится превосходно.
Стандартная джиговая ловля язя с заякоренной лодки малоэффективна: куда результативнее подача приманки «сверху», то есть отвесно. Мы заплываем выше по течению (или «выше» по ветру) и, сплавляясь, постукиваем приманкой по дну.
В те же дни, когда на Волге очень сильное течение, приходится ловить с якоря. А течение в верховьях Куйбышевского водохранилища зачастую до того сильное, что на пятиметровой глубине невозможно ловить на «чебурашку» весом в полторы унции!
В такие дни применяю уже метод up-stream. Встаю на якорь и забросы делаю не перпендикулярно течению и не вниз, как принято, а вверх. Опять же, проводка получается скоростная и не совсем качественная, но бывает, что только так и никак иначе ловить просто физически невозможно. И каким бы это странным ни казалось, язь не обращает на это внимание – он ловится и притом недурно.
Кстати, в ловле язя по методу апстрим, помимо традиционных джиговых приманок, неплохо работают блесны типа «срез». Ловить на настоящий «Кастмастер» (который не так уж и дешев) я бы не стал, но вот сработанные «под него» китайские «срезы» не хуже справляются со своей задачей. Помимо компактности при относительно большом весе, такого типа блесны обладают очень соблазнительной игрой именно на ступенчатой проводке.
Вместе с язем попадается и крупный лещ. Поклевки «мирной» рыбы на такую проводку – это ли не доказательство дееспособности «апстрима»?
И еще одно достоинство метода. Только делая забросы вверх по течению, можем сделать ход приманки не просто прямолинейным, а каким-нибудь «ломаным»: достаточно только менять положение спиннинга и умело использовать силу течения, которое всегда будет корректировать ход приманки «под себя». Теперь же, грамотно меняя положение спиннинга, можем обловить не только один узкий сектор бровки, но и проводить приманку по замысловатой траектории по всем «аномальным» участкам свала.
Самый характерный пример – идущая вдоль берега бровка, резко (или плавно) переходящая в поперечную. Кидаем приманку под бровку, медленно ведем ее, а после того как приманка уперлась в бровку, меняем положение спиннинга и ведем приманку снова вдоль бровки. Тем самым не пропускаем практически ни одной «вкусной» точки на этой аномальной бровке.
К слову сказать, работает прием тогда, когда рыба стоит под бровкой, а не на ее вершине, что означает лишь ее пассивность. В этом плане есть минус – проводка скоростная, а рыба заторможенная. И здесь будет актуальна пословица «терпение и труд все перетрут» – приходится рыбу «вымучивать», раз за разом проводя приманку по свалу.
ХАРАКТЕР ПОКЛЕВОК
Казалось бы, проводя приманку по методу апстрим, мы должны без особых проблем фиксировать любые поклевки, ведь по теории – рыба движется против течения и поэтому должна атаковать «в голову» приманки, благодаря чему все поклевки просто обязаны быть «злыми». Но все далеко не так.
Конечно, бывает, и очень часто, что поклевка судака до того мощная, что спиннинг сразу сгибается, но не менее часто бывает и так, что поклевки и вовсе невзрачные, на самой грани восприятия чувствительной снасти. Из этого можно сделать вывод, что положение атакующей рыбы может быть произвольным – не обязательно она ударит в чебурашку, она может взять и сбоку, и даже сзади.
Собственная статистика говорит, что таких «неарийских» поклевок бывает в полтора, а то и в два раза больше. Доходило до того, что поклевку иногда просто невозможно ощутить на руку. Ведешь приманку, делаешь паузу, а ее и нет вовсе – леска просто ослабляется, как будто приманка вдруг оторвалась, выбираешь слабину, резко подсекаешь – и очередной судак сидит.
При этом стоит отметить, что поклевку рыбы, атакующей навстречу, пропустить просто невозможно, какой бы дубовой ни была снасть (вплоть до спиннинга из дубины и тянучей монолески) – о таких поклевках будешь всю долгую зиму вспоминать.
ПРИМАНКИ
Основной акцент следует сделать на приманках – от них многое зависит. Самое сложное в ловле методом апстрим – выбор веса чебурашки. Груз для забросов вверх по течению надо ставить более легкий, чем для забросов вниз или поперек. Насколько меньше он должен быть, можно определить лишь экспериментальным путем.
На любимой яме на водохранилище вместо эталонного 24-граммового использую 16–18-граммовые. Если поставим излишне тяжелую чебурашку, она будет волочиться по дну, если же слишком легкую – ее пронесет течением и она достигнет дна где-нибудь у лодки.
Вообще, все зависит, конечно, от условий. Оптимальным для апстрима можно считать падение в 1–2 секунды, но неоднократно приходилось ловить судака и с проводкой, когда падение приманки на дно во время паузы составляло где-то полсекунды.
По поводу формы приманок. Приманку лучше все-таки поставить парусящую. Фавориты в этой ловле – лопоухие, мясистые твистеры. Вкупе с небольшой «чебурашкой» парусящие приманки дадут в итоге легкую игру, от которой не сможет отказаться ни один судак. Но и это не догма. С берега, например, или в дни с сильным ветром, предпочитаю приманки компактные – небольшие поролонки и твистеры.
В те дни, когда рыба предрасположена к атакам навстречу, возникают проблемы с подсечками из-за дальнего расположения крючка по отношению к атакующей рыбе. Как-то на одном забросе ощутил три поклевки-схода крупных судаков (это ощущалось и по силе поклевок, и по степени разодранности приманки, и по «погрызенности» грузил) и так и не смог как следует засечь хотя бы одного.
Поэтому надо иметь очень цепкие и вязнущие крючки и располагать их в головной части приманки. Можно использовать «чебурашку» с прикрепленным к ней двойником. Иногда на этот двойник цепляется до 80 % пойманных судаков. С такой чебурашкой могут возникнуть некоторые проблемы при забросе – она захлестывается за леску, здесь один совет – забрасывать приманку надо плавно, без резких замахов.
В те же дни, когда рыба атакует приманку в угон, целесообразно применить поролонку с двумя тройниками, но все эти варианты неприемлемы, если в зоне ловли имеются коряги. Учитывать надо и то, что течение может снести плетенку под корягу, что приведет к зацепу.
Плетенку лучше поставить тонкую, чем более толстую – с ней проще воспринимать проводку.