На рыбном базаре Негомбо (своеобразной рыбной столицы Шри-Ланке) куда ни кинешь взгляд, везде под знойным небом лежали рыбьи тушки различной величины. Настоящий ихтиологический музей. Коврики, циновки, подстилки, на которых ровными рядами лежала рыба, не оставляли сомнений – рыбная добыча сушилась на солнце. По-другому здесь на Шри-Ланке улов не сохранить.
В рыбацких селениях, где мне приходилось бывать, пересыпанная солью рыба хранилась в огромных чанах, бочках, корытах, потом сушилась (нередко, правда, и без соли) на крышах хижин, специальных помостах. В городах и селениях я часто встречал продавцов сухой рыбы. Сухой рыбной мелочью были наполнены корзины, затарены мешки, на вес и поштучно продавались высушенные туши (или их распластанные части) крупных экземпляров – тунцов, барракуд, скатов.
Шриланкиец поднаторел в приготовлении сушеной рыбы. Для него не проблема сотворить из нее любое блюдо (естественно с применением различных специй). Наблюдая за торговцем сушеного рыбного продукта, с лица которого не сходила самодовольная улыбка, я не сомневаюсь, что если речь вдруг зашла бы о целесообразности такого способа заготовки и хранения, он бы воскликнул: «Рыбка суха – будет жареха и уха!»
«В сухом остатке» - так обычно говорят о главном и окончательном выводе после долгого обсуждения. Применимо к шриланкийской сухой рыбке то это именно тот морепродукт, который из всех вариантов заготовки, хранения и использования рыбной добычи наиболее предпочтителен. Как для рыбарей, так и для домохозяек, кулинаров разных мастей и рангов.
Не только, кстати, на рыбном Цейлоне. Многие народы, которые живут (выживают!) благодаря рыбной добыче, весьма поднаторели в ее использовании. Тем более в местах, где нет возможности ее долго сохранять в свежем виде.
«Свежую рыбу обыкновенно варят; сушеную нередко поджаривают, предварительно смочив ее соленой водой», - писал Н. Пржевальский о жителях расположенного в дебрях Азии озера Лобнор. И поныне в деревнях Русского Севера в печах заготавливают на зиму сухую рыбу, так называемый, «сущик».
Лучше всего использовать его для приготовления ухи, которую здесь называю «крошанкой», которой заливают белые или ржаные сухари. Рыбную похлебку можно готовить из сушеной рыбной муки. Кстати, в Японии готовят суп из сушеных акульих плавников. Плавники сушат при температуре 28-32 градуса и продают в пакетиках…
Пару горстей сушеной рыбной мелочи, прихваченных на рыбном базаре в Негомбо, нашли свое место среди моих походных продуктовых запасов. Нередко на привалах я закусывал соленоватым сухим морепродуктом (дочка в детстве называла его рыбой-«жвачкой»), запивая чаем.
Вечером, когда готовил еду на костре, искромсав заскорузлые тушки на кусочки, добавлял в различные варева. Кстати, во время сплава по Енисею я кромсал щучьи тушки на полосы и развешивал на мачтовых растяжках, где они чуть ли не за день на речном ветру успевали высушиваться.
Сушеная рыбка – это наша традиционная славянская закуска к пиву. В основном, правда, в вяленом виде или снеков. Моя же рыбная сувенирная «крошанка» (сухие тушки действительно легко крошились) не всем пришлась по вкусу. Но о нем ведь не спорят, верно? Тем более если речь идет об экзотическом продукте. Его или пробуют, хотя бы из уважения и любопытства. Или не устают нахваливать, превознося свою осведомленность и бывалость. Нередко, правда, напрочь отвергают, как что-то чужеродное. Однако мало найдется тех, кто бы ему не подивился, не поинтересовался способом его приготовления и применения. Чудес в мире предостаточно. И не только в решете.
После жаркой баньки, посмаковав вволю славянского (отечественного!) пивка со шриланкийской сушеной рыбкой, я лежу расслабленный и умиротворенный. И вспоминаю о своих странствиях по разным широтам. Понятно, не только южным.
Подумываю и о том, куда направиться в следующем году, что еще предстоит (хотелось бы!) совершить. Но внезапно закрадывается мысль о сухом остатке. И это уже не только об экзотическом сушеном продукте.
Комментарии (0)