Когда приходит настоящая весна с постоянной плюсовой температурой, с активным таянием снега, с первыми дождями, тогда на многих реках лед из-за обильного прихода талой воды становится очень опасным, а на водохранилищах вода заметно прибывает, лед отходит от берегов и всплывает. В такой ситуации разная рыба, в том числе и лещ, покидает глубинные зимние стоянки и около будущих мест нереста собирается в плотные одновозрастные косяки, продолжая активно кормиться, а значит, и клевать на рыбацкие снасти. Важно стаю интересующей рыбы и направление ее дневной миграции «вычислить», и тогда ловля с последнего льда будет очень добычливой и азартной.
Наиболее увлекательной для большинства рыболовов является погоня за лещовой стаей на просторах больших водохранилищ, где лед еще порядочное время будет сохранять безопасную однородность и прочность, в отличие от водоемов с заметным течением. Однако следует понимать, что относительно смело вести себя на весеннем льду данных проточных водоемов можно только на их больших плесах, где не так сказывается течение, как это бывает на исходе сезона в верховьях, чреватых опасными промоинами. И вот лещи, пока они готовятся к ходу на свежую воду, перед этим образуют вблизи мест зимовки огромные и плотные косяки, занимающие большие площади и при кормовых сезонных миграциях часто движущиеся в несколько ярусов в толще воды. При этом размер попадающихся рыболовам трофеев и мощь очнувшейся от зимней спячки широкотелой рыбы заставляют немало поволноваться при вываживании на относительно тонкую снасть каждого очередного леща.
Такая скоротечная по срокам рыбалка, пока стаи леща не растворились в свободных от льда верховьях и притоках водоема, дело коллективное, потому что небольшая группа рыболовов в какой-то момент может не заметить резкую смену направления хода рыбы – косяк будет упущен, а затем будет потеряно много времени на поиски нового. К тому же, весной из-за разной по всему водоему толщины слоя свежей воды как сама рыба, так и ее потенциальный корм часто меняют горизонт нахождения в водной толще, стремясь к оптимальным на данный момент параметрам среды обитания. И такую тенденцию важно вовремя уловить, варьируя длиной отпуска под лед лески и высотой проводки приманки в процессе ловли. И вообще, косяки именно леща весной редко идут по самому дну, поднимаясь от него до полутора метров и выше, вот почему в это время малоэффективна «сидячая» ловля со дна на прикормленных лунках. Следует также иметь в виду, что лещи иногда заходят в совершенно мелководные заливы, где могут передвигаться только на боку, как камбала, и при этом весьма активно клюют. А вот любая прикормка в таких «нестандартных» местах практически бесполезна, даже явно распугивает рыбу.
В период хода лещей надо, конечно, от привычной поплавочной оснастки отказаться в пользу мобильной снасти, которой, безусловно, служит удочка с кивком, а из приманок тут бесспорным лидером является известный всем «чертик», при этом он обязательно должен быть сильно вытянутой формы: именно к таким неравнодушны лещ и родственные ему рыбы – синец, густера, белоглазка. Кстати, чем мутнее становится в водоеме вода, тем крупнее «чертики» надо ставить на леску, поскольку на мелкие поклевок может не быть вовсе или долго придется ждать, пока рыба уловит слабые колебания от небольшой приманки. При этом чем крупнее приманка, чего весной совершенно не надо бояться, тем более замедленной, размеренной должна быть игра ею, что по понятным причинам делать даже начинающему рыболову гораздо проще и менее утомительно, чем в течение длительного времени поддерживать темповую «тряску» мелким «чертиком». Такое поведение крупной приманки более естественно, поскольку хорошо имитирует реальные движения природного корма того же размера, причем лучше слышимые, ощущаемые рыбой с больших расстояний. Часто на леску ставят сразу двух «чертиков» на расстоянии 40-60 сантиметров один от другого – пара приманок дает более разнообразную игру и быстрее привлекает рыбу с соседних подводных ярусов. И обычная мормышка с мотылем, удачно поданная в гущу рыбьего косяка, также не менее уловиста, просто много времени уходит на смену наживки на крючке, на которую к тому же может нападать нежелательная мелочь.
Однако, если точно попасть в плотное скопление активного леща, подлещика или густеры, то, бывает, приманкой играть вообще не понадобится – рыба сразу хватает «чертика», как только он достигает уровня хода рыбы. Кроме того, эффективной бывает просто медленная, без игры, протяжка снизу вверх «паровоза» из правильно подобранных «чертиков» сквозь слой рыбы – порой лещи «садятся» сразу на обе приманки, что доставляет затем немало хлопот по извлечению трофеев из лунки.
Кстати, весной лещ иногда даже активно берет на среднюю блесну-окуневку с подвесным тройничком, как бы проявляя хищные наклонности, хотя не исключено, что он в это время, находясь в плотном косяке, хватает все, что шевелится.
Группа рыболовов, «севшая» на косяк, как правило, не остается долго на месте – только успеешь поймать 2-3 рыбы из лунки, как уже оказываешься в «тылу»: теперь иди вперед, снова делай лунку, и если будут поклевки, то все уйдут еще вперед, и процесс повторится снова.
Характер поклевки весеннего леща, находящегося в возбужденном состоянии в стае, не столь тонка и красива, как в зимнее время – в пору как бы «вдумчивого» поведения рыбы, когда она однозначно негативно отзывается как на шумное поведение рыболовов и технически неверное прикармливание на местах зимовки, так и на излишне грубую, плохо сбалансированную снасть. Теперь, при верном попадании «в рыбу», лещ может брать различно – и резким ударом, и уверенным «прижимом», и в виде осторожной остановки приманки, и обозначать поклевку характерным «подъемом» кивка вверх. Тут многое зависит и от степени активности рыбы, и от вида и размеров приманки, и от позиции, из которой лещ клюет, и еще от целого ряда факторов местного порядка. Но в любом случае рыболов должен отвечать на это короткой подсечкой, которая сразу переходит в вываживание трофея, причем скоростное, с предельной нагрузкой на снасть. Именно скоростная ловля леща во время его весеннего хода приносит максимальный результат, а любые задержки всегда ведут к «выпадению» рыболова на значительное время из коллективного процесса.
Теперь, наверное, о главном – о том, по каким признакам на обширных плесах водохранилищ начинать поиск путей миграции весеннего леща, который обычно выбирает зоны смешения старой «зимней» и свежей воды, а эти протяженные участки на стадии подъема уровня обычно формируются на поливе, прилегающем непосредственно к затопленному руслу реки. Значит, надо искать траекторию хода этой русловой канавы, что сделать не так уж и сложно – когда накануне весеннего паводка в водохранилищах значительно сбрасывают воду, лед проседает на несколько метров, над руслом, где ледовый покров несколько тоньше, ломается с образованием длинных, идущих вдоль береговой линии трещин, хорошо видимых после таяния снега. Вот неподалеку от такой трещины и надо делать лунки, чтобы обнаружить леща, причем ориентируясь на ту сторону от русла, к которой примыкает более широкий полив с плавно меняющейся глубиной.
Конечно, лещ не бывает одинок в своих весенних походах, поэтому надо быть готовым к тому, что на «чертика» могут сесть и матерый окунь, и судак, и даже бойкая щучка. В это случае успеху в поединке с достойным трофеем помогут и увеличенные, прочные крючки в теле приманки, и достаточно толстая леска, вполне приемлемая в мутноватой воде.