Только ли рыба интересует нас в рыбалке? Конечно, нет. Мы легко можем отпустить весь улов и делаем это довольно часто. И так же делают многие. Но иногда наступают такие моменты, что добытчиком становишься невольно.
Мы большие любители спиннинга, практически весь сезон не выпускаем его из рук, только для разнообразия беремся за удочку или фидер. Но из года в год возникают ситуации, когда хищник просто перестает попадаться, причем абсолютно всем. И осенью, как ни странно, это случается чаще всего. «Надо искать!» – скажет кто-то. И будет прав, но… отчасти. Искать хорошо, когда ветра на открытом пространстве нет 365 дней в году, и барашки не пасутся на воде каждый день. Там, на ямах, возможно, и есть хищник, но поллодки воды мы успеваем хапнуть и до наших укрытий в протоках.
Весь октябрь мы упрямо проверяли место за местом, меняя спиннинги и приманки, но все было безуспешно, рыбы не было. Или не на то ловили? Вот об этом мой рассказ.
Мы многократно в таких ситуациях обсуждали: ушла ли все-таки рыба или она просто игнорирует весь ассортимент приманок? Однако дальше рассуждений дело не шло. Но в этот раз я твердо решил разобраться. Хотя и припозднился с этим решением, потому как до ледостава уже рукой подать.
Я предложил своему напарнику перейти на ловлю хищника жерлицами. Способ далеко не нов, несложен, да и мало чем отличается от зимней ловли на аналогичную снасть.
Сделал 15 поставушек. Кусок лески в два метра, намотанный на резиновый шланг и оснащенный поводком и тройником – вот и готовая поставушка. Я не раз встречал на воде такие конструкции, но сам не пробовал ни разу. Обычно в наших краях их привязывают к пучку камыша, хотя в детстве – помню – рогульки с намотанной леской на воткнутом в дно шесте.
Проблемой, и немалой, оказалась добыча живца. Дело в том, что в октябре и ноябре просто так с берега живца уже не наловишь, да и с лодки найти его непросто. Потыкавшись по бухтам и заливам, мы решили проверить глубокий пролив. С трехметровой глубины удалось быстро поймать трех окуней, а потом рыба будто исчезла. От безысходности и с учетом коротких осенних дней – тянуть не стали и выставили три жерлицы. На практике установка оказалась сложнее, чем предполагали. Завязанный узлом камыш «работал» плохо. Живец тут же путался в стеблях и обматывал вокруг них леску. На ходу внесли поправки. Находили окно и связывали два пучка камыша, устанавливая жерлицу посреди окна, чтобы живец оставался на чистой воде. Сильный ветер мешал, даже вдвоем это было сделать непросто, а уж одному – практически невозможно.
Установили жерлицы и продолжили поиск живца. И на одной двухметровой ямке нашли его в большом количестве. Причем попадались окунь, плотва, сопа и ерш. Полтора десятка поймали за 15 минут и поспешили выставить свой арсенал. Но хотелось взглянуть и на поставленные снасти, чтобы окончательно понять, хорошо ли они стоят, и выработать финальный алгоритм установки. Удивление наше было велико, потому как на первой же по пути жерлице была щука. А ведь прошло максимум 30 минут. И это при том, что мы уже месяц как перестали ловить щуку на спиннинг, да и все наши знакомые тоже.
В итоге мы за короткий день поймали четыре щуки, еще несколько раз хищница просто стащила наших живцов.
Вот и поняли мы, что щука есть, но носиться за искусственными приманками не желает, тогда как зудящий под носом живец провоцирует ее на атаку.
На «ультралайт» в тот день иногда попадался окунь, но ни одной щучьей атаки не случилось.
Понятно, что мы решили повторить свой эксперимент с жерлицами, и живца теперь уже заготовили заранее: сохранять его в большом баллоне на дне очень легко и удобно.
Было у нас еще желание проверить, что происходит в сумерках, поэтому, оставив снасти «на взводе», мы покинули гостеприимную бухту. Зимой я пробовал оставлять жерлицы на льду на ночь. Щуки попадались нечасто, но в среднем крупнее, чем днем. И все поклевки случались в утренних и вечерних сумерках, а не глубокой ночью.
Связывать на ветру камыш было не очень удобно, и мы решили попробовать растяжки, одну сторону которых сделали из толстой резины. В итоге мы закрепляем резину на пучке камыша. Потом перетягиваем через «окно» и шнуром крепим с другой стороны. Резина удобна тем, что она хорошо тянется, и живца можно легко разместить в самом центре окна. Весь монтаж выполнен на тройном вертлюжке, а рабочая часть жерлицы карабином пристегивается к уже готовой растяжке. Оптимально, если растяжка висит над водой, но она при этом теряет скрытность. Если же растяжка в воде, то нередко живец умудряется перехлестнуться через нее, что ведет к запутыванию.
Утром мы на первой жерлице нашли щуку, а вторая оказалась оборвана. И опять показалось, что рыбы будет много, но в итоге стало понятно, что далеко неравномерно распределена щука по водоему. Целый ряд жерлиц в бухте за сутки не дал ни единой поклевки, и мы их переставили. Следующий утренний осмотр принес всего две щуки и три пустых тройника. Все «отремонтировав» и убедившись, что живец наш переночевал спокойно, а «не наш» ловится на прежнем месте, мы принялись коротать время с удочками в руках. Стоит отметить, что при осмотре жерлиц в течение дня, а делаем мы это один раз в час, щук снять с тройника несложно, а вот после ночной ловли приходится обрезать и заменять поводок, чтобы оставшийся вырезать уже дома при потрошении рыбы.
Новый способ установки жерлиц тоже оказался не безгрешен и потребовал внесения корректив. Второй наш выезд пришелся на выходные. Спиннингистов было много, но удача им не улыбалась. Это только подтвердило наши предположения, что щука никуда не уходит, а всего лишь менее активна и почти неподвижна. Но если на проскочившую под носом приманку она совсем не реагирует, то от живца не отказывается.
Вывод: если вы не «конченый» спиннингист и хотите поймать хищника, а его упорно нет, то стоит вспомнить о жерлицах.