Посвятив долгие годы спиннингу, мы запустили много других направлений, но последние пару лет иногда заставляли себя уделить время и лещу. Но дальше фидера дело не двигалось, да и фидер был сугубо весенним развлечением в ожидании снятии спиннингового запрета.
Виноват во всем этом широкий ассортимент спиннинговой ловли. Это щука в коряжнике, джиговый судак на ямах, жерех на просторах водохранилища, горбач на вертушки, голавль и язь на ультралайтовые воблерочки, ловля ночного судака на перекатах, да еще и ловля чехони на сбирулино, что мало отличается от спиннинга. А ведь все это надо помножить на разные места и разные водоемы, которых наберется с десяток. Вот тут и становится понятно, в том числе и самим нам, почему лещ у нас все эти годы оставался в чине пасынка. И это при том, что народ ловил подлещиков, лещей, лещищ и даже лещар. Ладно бы этот народ просто и молча ловил — нет, он еще и фотографируется со своими трофеями! Короче, не буду больше ругать народ.
Нашелся добрый человек Марат, который наловил лещей с лодки в своем давно проверенном месте, отвез нас на берег, показал точку и дерево, к которому следует привязать веревку. Более того, моему напарнику он еще и снасти сделал.
Ну как тут откажешься? Особенно, если ты мой напарник! Но напарник — это как-то обобщенно. Если его назвать Володей, то все скажут, что я слишком однообразен, поэтому пусть он сегодня побудет у меня Вольдемаром.
По инструкции Марата нам следовало рыбачить на кольцо и на банку-кормушку. Я однажды 15 лет назад ловил леща на кольцо, а 40 лет назад многократно ловил его на банку-кормушку с бонов на северной реке. Вольдемар же в этих вопросах был абсолютно непорочным.
На берег приехали около 9 часов утра, хотя понимали, что это неприлично поздно. Почти штиль и малозаметное течение. Предчувствия исключительно отрицательные. Без течения рыбалки на кольцо не бывает, а со слов Марата, чем хуже погода, тем лучше клев.
Вышли в точку, привязались к коряге на берегу и 50 метров отплыли перпендикулярно берегу, бросили якорь и установили лодку, чтобы она не уходила с точки. Метрах в 100 от нас дремал один рыболов, и больше никого вокруг.
Вот добрался до прикорма и понял, что его приготовлению надо уделить пару страниц. Как-то сваренный килограмм пшена и полкило располовиненного гороха. Все это в итоге заняло 10-литровое ведро. Напихал туда каких-то отобранных у коровы сухарей и плеснул растительного масла. Корова где-то в деревне, я с ней не знаком, но наши городские сухари поедает регулярно, в обмен поставляя нам куриные яйца. На кур отвлекаться не буду, хотя птицы в моем повествовании еще будут.
Для начала набили кормушки, опустили их на дно, и я прицепил снасть с кольцом и двумя крючками на 2-метровом поводке. Леска 0,3.
У Вольдемара вместо кольца — новомодные «вишенки». Второй снастью у каждого из нас была банка-кормушка. Запустили на дно и их и принялись испытывать свое терпение. Мы, кстати, им никогда не отличались.
Но тут альтернативы нет и приходится ерзать на скамейке. Да, на крючках черви и опарыши в разных комбинациях.
Сидим. До берега 50 метров — по длине веревки. Проходит не меньше часа, когда у меня следует поклевка, а еще через 10 минут вытаскиваю первого молодого леща. Не крупный, но приятно. Подплывает тот единственный рыболов и сообщает, что клева нет, надо двигать домой, и призывает нас последовать его совету. Это, конечно, логично, но нас уже пробило на терпение. Почти сразу за визитом рыболова я вытаскиваю второго леща, тоже молодого.
2:0 в мою пользу. Но надо сделать отступление и сообщить, что Вольдемар на своем сайте объявил конкурс на результат нашей рыбалки. Люди сделали ставки, и он сидит, как на иголках.
А теперь о птичках. Какие-то мелкие хищники на высохших деревьях противно орали, и мы уже стали привыкать, как вдруг они перешли на визг и вдвоем бросились в драку, как нам показалось. Но в итоге в когтях одного из них оказалась белая птица с них же величиной. Хищник вместе с птицей упал в траву, и там была возня, а потом мы отчетливо видели, как он ощипывал жертву и расправлялся с ней. Интересно, но оказалось, что это вовсе не уникальный случай, а проза жизни: за время рыбалки эта парочка абсолютно аналогично «уговорила» трех белых птиц. Атаковали всегда вдвоем, но трапезничали в одиночку. Жертвы разглядеть не удалось, но предположительно это были мелкие чайки. Этакий пиратский берег, мимо которого летать чревато.
Но вернемся к рыбалке. Тем более что течение постепенно нарастало и в конце концов стало вполне приличным. Да и ветерок с облаками принесли нам прохладу. Вслед за этим Вольдемар вытащил подряд двух лещей и сравнял счет в нашей битве.
Если я поймал одного на кормушку, а второго на кольцо, то оба его леща попались на кормушку.
Тут произошло и еще одно приключение. У меня на дне кормушка от кольца зацепилась за крючок второй удочки и в процессе возни удочка с кормушкой благополучно утонула. Глубина 10 метров, течение, тяжелая мультипликаторная катушка… В общем, с удочкой мы попрощались, но… Поднимая кормушку кольцовой удочки, я по тяжести понял, что, вероятно, тащу и свою утонувшую удочку. Волнение было, как при вываживании трофея. Благополучно завели удочку в подсак и всё устаканилось.
Более того, видимо, удочка там, на дне, присмотрела пару хороших лещей: я вытащил их с небольшим интервалом после «аварии». В каждом оказалось по 800 граммов. Вольдемар опять занервничал. Но вскоре он ответил дуплетом и опять успокоился. Хотя нет, не успокоился. Он непременно хотел победить. Еще бы! У него все «адидасовское», все подогнанное и благословленное Маратом, а у меня обломки старых спиннингов.
Кстати, один из его лещей оказался самым большим и потянул на 900 граммов.
Прикорм уже кончался, мы убрали бесполезные кольцо и вишенки, и набив последним прикормом кормушки, опустили их на дно. И мне повезло! На последнем забросе мне попался лещ, а Вольдемару — нет. Он назначил дополнительное время — 10 минут, но это не спасло от поражения.
Наш дебют получился весьма интересным, и стало понятно, что нужны коррективы, чтобы было больше рыбы и меньше приключений. От ловли на кольцо решили отказаться. На двоих лишь один лещ был пойман подобной снастью. С явным преимуществом победили банки-кормушки. Да и все технические сложности возникали именно из-за кольцовых снастей. Еще я обратил внимание, что когда взял удочку в руку, подсечка стала получаться мгновенной и эффективной. А вот когда удочка находилась в держателе, при первом шевелении кивка подсечь не получалось, а второго шевеления зачастую просто не было.
Несмотря на то, что мы дебютировали, благодаря Марату улов оказался больше, чем ожидали, и на какое-то время мы подцепили «лещовый вирус». Рыбалка интересная и добычливая, масса вариантов улучшения и возможностей для эксперимента.