Осенью на канале

Часть 1. Общие замечания

Речь пойдет о канале им. Москвы. Во-первых, потому что это одно из моих любимых мест для рыбалки. И дело не столько в рыбе, хотя и в ней тоже, поскольку здесь в определенные периоды клюет крупная уклейка и почти всегда можно наловить окуней на уху. А сладкую уху я люблю.

На канале очень удобно экспериментировать со снастями и прикормками, поскольку условия ловли меняются стремительно. Рыба мигрирует, течение то в одну сторону, то в другую. Только промеришь глубину, а уровень воды через три минуты уже изменился на 30, а то и более сантиметров. Кидаешь прикормку с учетом того, что течение идет влево, а оно через десять минут, как говорится, «прет» вправо. Ловить поплавочной удочкой трудно, но интересно. Главная, на мой взгляд, привлекательность канала для поплавочника заключается в том, что рыба практически всегда активная. Она мигрирует, находится в постоянном движении...

Нужно всё время работать, то есть приспосабливаться к меняющимся условиям. Далеко не каждый променяет умиротворенное созерцание поплавка-бакена на вечерней глади пруда на динамичную ловлю в большой «трубе» с водой, текущей неизвестно по каким законам.

Несмотря на непредсказуемость миграции рыбы в канале, все-таки есть определенные закономерности и наработки, которые очень помогают в рыбалке. Во-первых, распределение рыбы в канале. Наибольшая концентрация ее наблюдается около входа и выхода канала из водохранилища, а их несколько. А также около шлюзов. Почти у всех шлюзов есть точки, где стоит лещ и судак. Причем может быть так, что лещ выше шлюза, а судак — ниже. Есть два участка, которые наиболее богаты рыбой в теплое время года — один ближе к Волге, другой прилегает к Клязьминско-Пироговскому водохранилищу. Тот, что ближе к Волге, намного интереснее в начале осени. Из Волги в канал заходит самая разная рыба, ее много, но с началом понижения температуры воды в конце августа она уходит. На «хвосте» канала этот процесс затягивается и заканчивается несколько позднее. Стоит заметить, что в канале и зимой остается рыба, ставшая «местной», но ловят ее немногие и не каждый год.

Наиболее привлекательны в канале прибрежные участки со значительной глубиной. Здесь находится основная масса «местного» корма в виде растительности, рачков и ракушек и здесь же рыба не так осторожна, как на мелких местах. (Никто вам такие места не «сдаст».)

Для того чтобы выбрать место, ловли нужно представлять себе общую схему рельефа канала. От берега начинается плавный скат к верхней бровке, глубина на которой редко превышает метр. В этом году воды мало, и довольно комфортно сидеть на этой самой верхней бровке. В этом есть свое удобство, поскольку нет необходимости брать на рыбалку удилища длиной свыше шести метров. Но что более важно — из-за низкого уровня воды все процессы движения воды в канале стали более выраженными и быстрыми!

От верхней бровки начинается свал под углом приблизительно в 45 градусов к площадке на дне, которая засыпана камнями с целью укрепления свай, которые держат рукотворные подводные стенки канала (и эти камни вывозят, то бишь воруют, а взамен кладут сетку из нержавейки).

Далее простирается более или менее пологий скат к руслу, который заканчивается нижней бровкой. Затем идет понижение к фарватеру. В «хороших» местах начало этого свала находится приблизительно в 32-35 метрах от берега при нынешнем уровне воды. Сваи в некоторых местах остались до сих пор, а вот площадки за сваями может и не быть.

В «нормальные» годы от верхней бровки до берега располагается прибрежная растительность. Глубже ее нет из-за сильного и переменного течения. За сваями и до нижней бровки находятся колонии ракушечника. На площадке за сваями скапливается корм, который выносит течение. Именно эти места являются наиболее посещаемыми рыбой.

На любом выбранном для рыбалки месте есть свой оптимальный для ловли участок дна, который находится на данном конкретном расстоянии — я ищу на нем площадку, которая обычно расположена на глубине около четырех метров. Если площадка шириной хотя бы сантиметров тридцать-сорок обнаружена, то можно считать, что точка ловли обозначена. Дело в том, что когда рыба отходит от берега или со сменой течения приближается к нему, она предпочитает оставаться на этой площадке, а не «сваливаться» в русло. Лишь только лещ и крупный окунь скатываются до нижней бровки, к своему любимому ракушечнику.

Наличие площадки хорошо и тем, что на ней лучше удерживается прикормка. Даже в условиях максимальных поперечных завихрений потока от проходящих судов основная часть прикормки остается на площадке.

Когда место ловли определено окончательно, можно приступать к его оборудованию. И это важно! Расположить сидение, садок, столик для насадки, подсачек. К оборудованию места стоит отнестись серьезно, ведь иногда уровень воды поднимается настолько, что она смывает и садки, и прикормку, и снасти.

Я всегда прикармливаю как площадку, так и нижнюю бровку. Для того чтобы не заниматься сменой оснасток или изменением спуска (который трудно определить, но легко «потерять»), нужно иметь как минимум по два удилища одинаковой длины. В качестве примера. Я оснащаю два удилища длиной 3,5 м оснастками 0,5 и 1,2 г. И два удилища длиной 5,5-6,0 м оснастками на 1,2-2,5 г. А то и 4 г.! Поскольку замечено, что в моменты самого сильного течения клюет самая крупная рыба.

Оснастки просты по своей конструкции и представляют собой поводок длиной 20-30 см, подпасок весом приблизительно 10% от веса огрузки и основное грузило в виде оливки или цепочки грузил. На практике приходится постоянно менять конструкцию, уже во время ловли изменять длину поводка, менять расстояние между грузилами, увеличивать или уменьшать вес подпаска, но это уже вопросы только практики ловли.

После того как оснастки готовы и измерена глубина, можно прикармливать. Практика ловли говорит о том, что залог успеха лежит не в составе прикормки, а в технике прикармливания. Если в водоеме со стоячей водой можно кормить по площади размерами метр на метр, то в канале «этот номер» не пройдет. Вся прикормка, которая будет брошена на метр дальше поплавка, будет действовать как антиприкормка. Она будет отвлекать часть рыбы от точки ловли. Допустимо бросать шары прикормки на двадцать сантиметров дальше поплавка. В этом случае течение прибьет прикормку к нижней бровке, но уже ниже по течению. Причем эта точка будет находиться ниже по течению, может быть, в метре от точки ловли, а может быть, и в пяти-шести метрах. Поэтому кормить нужно максимально точно, стараясь попасть в поплавок. Кормить следует в те моменты, когда течение меняет свое направление на противоположное (предугадать этот момент очень легко по тому, как начинает прибывать вода, и меняется на противоположное направление течения у самого берега, что хорошо видно по движению прибрежной травы). Бывает так, особенно после обеда, что течение идет ровное на протяжении часов. Тогда кормить нужно так же, как если бы вы ловили на реке.

В качестве прикормки, при условии, что около вас никого с поплавочной оснасткой нет, можно использовать любую прикормку для сильного течения. Если прикормка, на ваш взгляд, недостаточно тяжела, то в нее стоит добавить глину или гальку с берега.

Техника ловли заключается почти исключительно в том, чтобы удерживать оснастку в точке, где случилась предыдущая поклевка, точно на прикормке. Может показаться, что оптимальна «полудонка», но это не так, и я попробую в дальнейшем обосновать свои соображения.

Есть еще одна тонкость в ловле на канале. Очень часто после прикармливания рыба начинает активно ловиться, но в какой-то момент клев резко обрывается. Это означает, что к прикормке подошли хищники. С одной стороны, это хорошо, поскольку лещ или язь не испугаются окуней. С другой стороны, бывает достаточно тоскливо «гонять поплавок» без поклевок. В этом случае я перехожу на прикормку без мотыля и опарыша, тогда хищники проследуют дальше.