Волжский затон под названием Корочинский – один из первых, где я начал ловить берша осознанно. Именно там у меня появились «железные» координаты, где из года в год берши меня радовали поклевками. Интересен тот факт, что летом и осенью они в тех местах не ловились. Видимо, именно на зимний период они выбирают эти места для стоянки. Если это действительно так – грех этим не воспользоваться!
Обнаружил я бершей, можно сказать, случайно. Сначала мне удалось найти окуней, которые ловились по первому льду очень недурно. Но тяга к исследованиям нового для меня затона отправила меня на более глубокие места, где я обнаружил небольшое возвышение, на котором изредка попадались килограммовые окуни. Разумеется, я каждый раз сверлил лунки на этом пятаке в надежде выловить трофейного окуня. Поиск с каждым разом расширялся, и в один прекрасный момент я наткнулся на стоянку бершей. Ни разу до этого я не ловил целую дюжину бершей из одной лунки. Удивительно, что соседние лунки по большей части молчали. Обычно я считал, что берш рассредоточен по какому-нибудь поливу с хорошей глубиной достаточно равномерно. Чем больше буришь – тем больше вероятность попасть приманкой ему под нос. Ан, нет. Именно в этом затоне берш держится своих излюбленных мест.
Правда, в прошлом году происходило что-то непонятное с уровнем воды на Волге, соответственно пропало течение в этом затоне. Отсутствие течения заставило сместиться берша ниже, где течение хоть какое-никакое, но было. Но даже в этом случае мы явно попадали на уловистые лунки. Бывает, буришь три часа кряду, а потом на одной из лунок делаешь результат, догоняя своих товарищей по выловленным хвостам.
В ту памятную рыбалку мы были в затоне совершенно одни: три рыболова, ловящих исключительно на безмотылку. Это всегда очень интересно. Мы поглядываем друг на друга, сравниваем свои результаты, делимся наблюдениями. Например, у моих товарищей часто поклевки происходили на паузе, которую обычно принято делать в конце подъема. У меня же на паузе никаких поклевок не было. Еще мы отметили один интересный факт. Присутствие белого цвета в приманке увеличивало количество поклевок. У моих товарищей это были бусины на крючках, у меня – белёсый силиконовый шарик.
Еще хочу отметить характерную поклевку берша. Либо явным прижим, либо залипание приманки у дна. Не представляю себе, как берш атакует чертика, но часто при контакте с дном приманка как будто приливает к нему. Раньше я не придавал этому значения. Думал, что черт падает куда-то в ил, но потом начал принципиально подсекать, и оказалось, что это берши балуются! Следует еще напомнить, что подсечка на течении с условно легкой приманкой, какой можно считать чертика, должна быть размашистой. При подсечке необходимо выбрать всю дугу лески, которую образовало течение – только так можно просечь берша, а тем более судака. Вот так, по крохам мы копим информацию о пристрастиях бершей в той или иной акватории.
Ловля берша на море
Море – подразумевается Волгоградское водохранилище. Берша в нем очень много. Он ловится как спиннингом, так и со льда в приличных количествах. Просторы водохранилища – огромны. Одному, или даже вдвоем искать рыбу на нем – неблагодарное дело. Можно целый день проходить, но так и не увидеть ни одной поклевки. Берш там рассредоточен по всей акватории. Его можно встретить в любом месте, где есть глубина хотя бы 5 м. Однако, как бы это банально ни звучало, вероятней повстречать берша на интересном донном рельефе. Берша там больше и, самое главное, он там крупнее. Вообще, самых крупных бершей под 2 кг весом удавалось ловить исключительно на водохранилище.
Чаще всего рельефом принято считать старое русло Волги. В воскресный день его легко увидеть по изогнутой линии рыболовов, сидящих на свале. Однако стоит поземке замести старые лунки, и найти этот свал бывает очень сложно. Берегов не видно, солнце затянуто снеговыми тучами. Буришь, буришь, а глубина не изменяется. Можно сверлить очень долго, а на деле рыболов сверлит линию лунок параллельно руслу, которое находится от него в каких-нибудь 10 – 20 м в стороне. В общем, без навигатора в такую погоду на водохранилище делать нечего.
Что касается приманок для ловли берша на Волгоградском водохранилище, то чаще всего рыболовы его ловят на балансиры и на мормышки с мальком. Глубины на «море» большие, до 30 м, так что леску используют толстую. Чем толще леска, тем она меньше растягивается при подсечках. На больших глубинах это очень заметно. В моем же случае, при ловле на безмотыльного чертика, я ставлю самое тяжелое, что у меня есть (8-10 г) при леске диаметром 0,235 мм. Есть у меня способ утяжеления моей приманки – сверху на основную леску я дополнительно сажаю скользящий груз «оливка». Такой способ я чаще использую при более сильном течении, чем ожидалось. У меня всегда с собой в рыболовном ящике несколько таких грузов разного веса, но именно на море я пока ими не пользовался. То есть мне еще ни разу не удавалось применить «шагающую» проводку моей приманки. Приходиться больше сверлить и изучать рельеф. Берши могут стоять как на самой верхнее точке свала, так и под ним. Иногда они по каким-то причинам стоят неподалеку от свала, на эдаком возвышении. Поэтому я частенько делаю эдакий полукруг из 5-7 лунок около обнаруженного свала.
На мой взгляд, упитанный берш гораздо вкуснее судака. Я бы с удовольствием променял бы одного судака на пару бершей. Именно по этой причине я ловлю берша выделил в отдельную тему, которой, собственно, и хотел поделиться с коллегами по хобби.