Тридцать лет спустя

Во время учебы в школе зимой я обычно рыбачил на Пироговском водохранилище. Тогда до Пирогово ходила электричка, и рыбалка обходилась мне в 40 копеек: 20 коп – билет, еще 20 – «полкоробка» мотыля. Автобус, на котором нужно было добираться, например, до Тишково, был для меня дополнительной (и весьма нежелательной) финансовой нагрузкой. Сэкономить же на мотыле тогда и в голову не приходило…

Уловы, честно говоря, были небогатые. Только дважды нес домой по-настоящему тяжелый ящик: один раз по первому льду удалось наловить окуня «под яхтклубом», и один раз в декабре «под церковью» уже после обеда состоялся сумасшедший жор плотвы. Теперь-то я понимаю, что не умел ловить, но тогда, сравнивая свои результаты с результатами окружающих, я считал себя вполне компетентным рыболовом.

«С возрастом» мои возможности, естественно, росли, соответственно росло и расстояние от моего дома до излюбленных мест рыбалки. Сейчас уж и не вспомню, когда был в Пирогово в последний раз. Но точно не позже 1985-го года. Однако мой школьный приятель Виктор, фанатичный рыболов, пошел другим путем. Он Пирогово не бросал и не бросает. И, хотя рыбы вряд ли становится больше, его уловы растут.

«Водокачка»

Возвращение к истокам состоялось в середине января. Витя привел меня на свое место «под водокачкой» и снабдил важной информацией: вполводы, на некрупный балансир. Можно и на мормышку, но все равно вполводы.

Не сразу, но окунек начал отзываться! Я по привычке пролавливал всю толщу воды, но все поклевки (при общей глубине порядка 5 м) были строго посередине между дном и льдом. Не дожидаясь, пока окунь перестанет брать балансир (Витя предупредил, что это обязательно случится), я перешел на мормышку. Обычно на мормышку поклевки бывают глубже. Бывает даже, что балансир окунь берет подо льдом, а мормышку – у дна. Но не в этот день. Слой воды с рыбой, пожалуй, стал толще, но положения своего не изменил: вполводы.

Рыбалка получилась веселая! Горбачей не было, самые крупные окуни на вид были 200 – 250 г, но запихать их всех в одну уху нечего было и думать, минимум две. При том, что откровенную мелочь я выпускал. А попадались ли мне такие окуни 35 лет назад? Пожалуй, что и нет!

Потроша вечером окуней, я обнаружил во всех, даже в мелких, во-первых, икру, во-вторых, почти переваренную мелкую тюльку. Из этого можно сделать ряд выводов.
1. Плохо, что мелочь с икрой. Быстрорастущий «глубинный» окунь достигает половой зрелости при весе порядка 150 г. Если же окунь на 70 г уже икряной, выдающихся размеров ему не достичь.
2. Раз вся тюлька мелкая, порядка 3 см, то понятно, почему балансир нужен маленький.
3. Тюлька вся переваренная, значит, ее здесь больше нет. Значит, и окуня больше не станет. Клев будет ухудшаться. Может, тюлька придет, но вероятность этого невелика.

Ну а раз так, то и нам здесь делать нечего. Тем более, что интересных мест еще много.

«Пансионат»

Одно из таких мест – выход из большого неглубокого залива удивительно круглой формы. На выходе – островок, и около него интересный подводный рельеф. Но самое интересное место немного в стороне. Внешне оно ничем не выделяется, но на крутом береговом свале на глубине около 3 м там есть горизонтальная полка шириной 2-3 м и длиной метров 25-30. И весной, ближе к последнему льду, на этой полке регулярно ловится плотва. И какая! До полкило и даже крупней.

Вот мы и решили проверить, есть ли там плотва в середине зимы. Было это в конце января, как раз перед потеплением. Выходим на лед. Удивительное дело – именно там, куда мы направляемся, чернеют фигурки «пингвинов» в неприличном просто для столь непопулярного водоема количестве, человек 15. Подходим ближе, некоторые блеснят, остальные «трясут». Сидят чуть глубже, чем мне кажется правильным, и, похоже, ничего не ловят. Делаю несколько лунок вдоль верхней бровки, в одной из них ловлю небольшого окунька. Витя неподалеку на яме ловит вполводы пару таких же. Ничего интересного.

Перемещаемся на любимую Витину «полочку». Здесь, пожалуй, будет уместно небольшое отступление. Витя признает «чертей» только при ловле подлещика, остальную рыбу ловит на мормышки. Это продуманная, даже выстраданная позиция мастера. Я же признаю его правоту и все равно ловлю на «черта». Да, он дает больше сходов. Но зато можно не волноваться, того ли цвета у тебя бисер на мормышке. На «черта» клюет всегда.

Вот и сейчас на пятой примерно лунке уверенный «загиб» – и начинается волнующее вываживание. Рыба борется упорно, но леска 0,12 позволяет брать не только подмосковных окуня с плотвой, но и килограммовых хариусов, если не горячиться. Опасаюсь не обрыва, а схода. Вот она уже в лунке, беру рукой – хороша плотвица! Как минимум 300 г. Попадалась мне такая 35 лет назад? Здесь – нет!

 

Из следующих пяти лунок вынимаю двух плотвиц чуть поменьше, и на этом все. У Вити, обрабатывающего «полку» с другого конца, не клюет. Что ж, и на том спасибо. Есть здесь плотва и в середине зимы, надо будет в оттепель приехать.

Что еще почитать