Парад самодельных донок

Весенний период как раз для донных снастей, ибо на лодке заякориться нельзя, нерестовый запрет, а крупную рыбу у самого берега не взять. Разве что где-нибудь на яме, под обрывом. Донки удивительно многообразны по конструкциям и способам применения, на что хватит фантазии у рыбака.

Помнится, я даже использовал для ловли с обрывистого берега принцип «кольцовки». Были и другие довольно неожиданные варианты использования донок. Всё, конечно, не оригинальное и было когда-то и кем-то придумано, но, как водится, новое – это хорошо забытое старое. Итак, самодельные донки…

Береговая «кольцовка»

Этот обрывистый берег Рутки и яма под ним мне давно приглянулись. Видно, что синеющая глубина под песчаным обрывом таит в себе драгоценные серебро и золото крупных плотвиц-сорожин и остроглазых язей. Но также и таит в себе эта загадочная яма и столетние дубы, лежащие на дне. Это стало понятно, когда оборвал я здесь несколько фидерных кормушек, не говоря уж об оторванных крючках. И все зацепы, и обрывы были в одном месте, при подмотке к берегу кормушки, причём нередко с тяжёлой рыбиной на крючке. Никак было не обойти это проклятое место, где, очевидно, расставил во все стороны свои крепкие сучья морёный дуб-топляк. Служил дуб этаким сторожем и хранителем ямы от посягательств любопытных и настойчивых рыболовов. И если осушить реку, то много, наверное, рыбацких приманок и кормушек можно было бы найти на его мозолистых руках-сучьях.

Этим утром я пришёл с «оружием возмездия» – подобием волжской кольцовки. Эта снасть является самой, наверное, уловистой среди бортовых донок за счёт совмещения кормушки и поводков с крючками в одну конструкцию. Но этой снастью можно ловить только с лодки, что, увы, до середины июня недоступно для законопослушного рыболова.

Между тем, проанализировав ситуацию, я понял, что выход есть. Надо сделать так, чтобы кормушка была неподвижна, а поводки с крючками доставлялись к ней, словно по канатной дороге. Донка с резиновым амортизатором не сработала бы, поскольку просто нет места для растяжения резины и доставки крючков к точке ловли на дне. И здесь как раз подходила конструкция «кольцовки». Берег высокий, а яма, лежащая под ним, не менее пяти метров глубиной. Все зацепы были ближе к берегу, где вода ходила кругом, и где, очевидно, и пристал старый дуб на свою вечную стоянку. А как раз перед ним была бровка, граница песчаной косы, что начиналась с низкого берега-пляжа противоположной стороны и уходила в глубину под обрывом, где я и отрывал свои крючки.

Чтобы крючки с наживкой уходили на дно к кормушке, я использовал свинцовое кольцо волжской снасти, служащее одновременно и скользящим грузилом, и замком для соединения подлеска со шнуром кормушки.

И вот момент истины – испытание волжской кольцовки в новом амплуа, как снасти сугубо береговой. Для этого должен быть соответствующий угол наклона. Пойдёт ли свинцовое кольцо ко дну?
Надеваю кольцо с основной леской и подлеском с поводками на туго натянутый капроновый шнур кормушки, заброшенной заранее. На крючках болтаются черви с подсаженными опарышами. Ну, не подведи, хитрая кольцовка… Отпускаю тяжёлое кольцо, и оно уверенно уходит в глубину. Вот вскинулся кверху сторожок бортовой донки, установленной на подставку от фидера. Это кольцо достигло кормушки. Всё работает. И не успев порадоваться успеху испытания, вижу, как сторожок донки закивал и забренчал фидерным бубунчиком. Так это же поклёвка! Есть!.. На леске задёргался крупный подъязок. А вот брать его пришлось подсаком с длинной ручкой, специально подготовленным к этой рыбалке. Так волжская кольцовка получила успешное применение и в береговой рыбалке.

Вспомним «карусель»

Это не та ностальгически тёплая и добрая карусель с петушками и лошадками, на которых мы когда-то катались, будучи капризными малышами, а хитроумная снасть, придуманная изобретательными рыболовами.

Помнится, описание этой донки я встречал в каких-то рыбацких энциклопедиях и как-то не принимал всерьёз такую громоздкую конструкцию, представляющую собой треугольник из лески, где на одной стороне треугольника были крючки, а другая сторона была запасом основной лески. Вершиной треугольника был тяжёлый груз, заброшенный или завезённый на лодке к месту ловли. Рыболов на берегу наживлял крючки червяками или какой-нибудь кукурузой, затем брался за основную леску транспортного, так сказать, резерва и начинал выбирать её на себя. При этом леска с крючками, повинуясь протяжке сквозь кольцо груза, начинала уходить на исходную позицию, то есть к грузу. Там подлесок с крючками упирался стопором в кольцо груза и оставался на месте до первой поклёвки и вываживания добычи.

Это утро я посвятил именно «карусели». Сделать эту снасть решил после неудачных попыток ловить фидером на сильном течении Большой Кокшаги. Язь выходил примерно в одном месте – у топляка, торчащего из воды, где крутились стремительные речные струи. Кормушка требовалась очень тяжёлая. Поставил кормушку весом 200 г, но даже её стаскивало от бревна. Да и попасть точно в одно и то же место никак не получалось при забросе фидером такой тяжёлой кормушки. А язи, как назло, облюбовали именно это место.

Донку-«резинку» не поставишь. Амортизатор выгнет течением, и только. Изготовил дома что-то типа «карусели». Решил было модернизировать снасть, закрепив на грузе вместо кольца ролик, оставшийся от спортивного домашнего тренажёра или чего-то ещё в этом роде. Это чтобы леска свободней ходила в вершине треугольника из лески. Но понял, что, скорее всего, леска будет слетать с ролика под неровными струями течения или прочих экстремальных нагрузках. На будущее решил поискать что-то типа такого же ролика, но закрытого. Пока же под руками оказался только громадный карабин-вертлюг, оставшийся после Эльзы – московской сторожевой. Его и приделал к тяжёлому свинцовому грузу, не с килограмм ли весом? Леска будет ходить в кольце карабина. А наклоны её будет компенсировать подвижное кольцо вертлюга.

Итак, я на реке… Завёз на лодке тяжеленный груз, опустил его на дно так, чтобы крючки с червями и пареным горохом проходили и останавливались прямо у бревна. Всё, конечно, на глазок, но, наверное, лучше, чем с кормушкой, которая никак не хотела задерживаться на дне у бревна.

Вот леска ушла к грузу, с сопротивлением, но ушла. Крючки с наживкой должны были встать рядом с бревном. Растянув леску по колышкам в виде равнобедренного треугольника, если считать вершиной груз снасти, и, повесив колокольчик на рабочую сторону лески, сажусь на стульчик. Минут через десять пустого лицезрения красот природы вдруг вижу резкий рывок лески, а потом и слышу звонок колокольчика. Это поклёвка! Язи начали брать не часто, но верно. Потом, на ночь, я добавил к грузу обычную овощную сетку, которая всегда была у меня в запасе, предварительно набив её горохово-пшённой кашей. И утром клёв был ещё лучше.

Фидер типа «Снова в СССР»

Этот дюралевый спиннинг, состоящий из двух колен на резьбе, не использовался у меня, наверное, с советских времён. Победили современные «палки» из карбона, лёгкие и прочные… правда, хрупкие. Не стукнешь и не сядешь на удилище. Советский же спиннинг хоть об стену молоти, только крякнет да чуть погнётся, что бывает важно на русской рыбалке, особенно в праздники… (Впрочем, каждая рыбалка – праздник.) И это свойство однажды привлекло меня и подвигло на создание фидера собственной конструкции, универсального на все «сто». Как ни странно, снасть вышла прочная, действительно универсальная и надёжная. Если не забыть снять фидерный бубенчик со сторожка при забросе, то отстрелы кормушек исключены, хотя и с бубенчиком забросы бывали штатные. Плетёнка как-то умудрялась просвистеть мимо бубенчика…

Теперь собственно о самом фидере, его «производстве», а также испытаниях в полевых условиях. Вместо вершинки, которая у фидера служит сигнализатором поклёвки, я поставил на спиннинг отрезок рояльной струны длиной около 20 см. Подошла бы любая пружинная проволока, но у меня под рукой всегда есть именно струны от фортепиано, профессия обязывает. А они, струны, кроме своего прямого назначения, как нельзя лучше подходят и для квивертипа. На конце сторожка я согнул струну, сложив вдвое, и на этом сдвоенном участке будущего сторожка примотал на клею красной ниткой самый крупный спиннинговый «тюльпан». Сторожок-квивертип получился аккуратный и упруго-гибкий. Красная намотка служила для лучшей видимости поклёвки, и на ней защемлялся потом фидерный бубенчик.

Первое испытание моего фидера я провёл на нашей пригородной речке, весной. Вода только сошла, оставив ещё на лугах зеркальные полосы и небольшие озёра, в которых отражалось весеннее солнце.

Вот и первый заброс. Р-раз!.. Кормушка плюхнулась метрах в пятнадцати от берега. Всё нормально, никаких сбоев. А если поставить самую тяжёлую кормушку, что есть у меня в запасе? Граммов на двести с гаком? Выдержит снасть?

Выхожу к месту бывшего брода через реку. Тут когда-то даже машины переезжали по песчаному дну. Сейчас вода ещё большая, река глубокая и достаточно широкая. Ещё заброс!.. Тяжёлая кормушка улетела метров на тридцать. Вполне достойный и приемлемый для малой реки заброс. Никаких захлёстов и сбоев в работе снасти. Плетёнка сбрасывается легко и свободно. А удилище выдержало хлёсткий заброс и тяжёлую кормушку.

Поскольку в этот раз заброс был с насаженными на крючках червяками, то, подмотав слабину, устанавливаю удилище на подставке, закрепляю бубенчик на «квивере». Сторожок чутко напряжён и подрагивает на струе, словно в нетерпении. А вот и первая поклёвка! Тук-тук, бряк-бряк!.. Есть!.. Вытягиваю сорожку с ладошку… Пойдёт для начала.

Потом уже проверяли с сыновьями мои самоделки в других местах. Второй фидер я сделал из телескопического «китайца», сняв вершинку. И он также работает до сих пор, надёжно и уловисто. Правда, когда требуется дальний заброс, то я все-таки берусь за магазинный углепластиковый фидер. Ну, а для малой реки моим самоделкам нет конкурентов…