Раньше я практиковал эту ловлю от случая к случаю. Да что там говорить, я даже ни разу специально живца не ловил для такой рыбалки. Просто брал с собой на всякий случай несколько жерлиц, классических или подледных. Иногда на рыбалках до них доходили руки, и я ставил 2-3 штуки у берега, чаще всего на окуньков. Иногда даже они выстреливали, и я ловил каких-то щучек… Но жерлицы привязывали меня к одному месту, а я любил гулять по водоему, обязательно уйти за поворот… Увлечение безмотылкой совсем сдвинуло жерлицы в самый угол антресоли.
Но в какой-то момент я к ловле на жерлицы решил отнестись серьезно. Уж коль приехал ловить на жерлицы, то надо на них и ловить, а не бегать по водоему в поисках другой рыбы. И вот я уже стою на табуретке и шваброй пытаюсь подтянуть к себе черный пакет, в котором с прошлого года лежит ворох катушек, флажков, поводков и тройников. Когда я на все это посмотрел – молниеносно созрел план. Я метнулся в ближайший магазин, купил 9 катушек и 9 флажков, в кладовке «отрыл» парочку подходящих деревяшек и к полуночи успел сделать 5 жерлиц на стойках.
Сама по себе рыбалка оказалась очень добычливой. Уже при первых установках жерлиц щука рвала живца прямо из рук. Стоит опустить ко дну – она уже дергает! Щука держалась по краю ямы. Жерлицы выстреливали почти во всех лунках, только вот 4 из них за целый день принесли от 3 до 6 щук из одной лунки, а остальные – по щучке либо по одной нереализованной поклевке. Вопрос: успех лунки – это более удачная конструкция жерлицы (оснастка, метод насаживания живца, легкость груза, величина тройника) или именно «волшебность» места под ней?
Все мои новые жерлицы были оснащены одинаково, за исключением грузов. На каких-то висела оливка 3 г, на каких-то - 7. Ведь даже в голову не пришло попробовать заменить регулярно ловящую жерлицу другой! Две моих самых удачливых жерлицы имели грузы весом 7 г. Я всегда считал, что меньший груз меньше настораживает щуку. На практике получилось наоборот. У товарища на всех жерлицах стояли оливки весом 10 г, и он ловил не хуже. Насаживал живца просто, под спинной плавник. У него была своя пара удачных лунок.
Чтобы достичь успеха, нам пришлось потрудиться. Мы постоянно переставляли «молчащие» жерлицы. Какие-то ставили ближе к более удачливым, какие-то просто в другое место, пытаясь как можно шире покрыть свал в яму. Если бы мы этого не делали, а, как обычно, бродили по озеру в поисках другой рыбы, изредка поглядывая на жерлицы – мы бы и трети нашего улова не имели. Самое интересное – сначала мы бегали к стрельнувшим жерлицам. Но к обеду у нас уже не было сил. Ходили пешком, убеждая себя фразой – пусть как следует проглотит! Кстати сказать, именно на этой рыбалке я научился выковыривать тройник из самой глотки щуки. Делается просто: хирургическим зажимом добираюсь до тройника через жабры, проворачиваю, и он свободно выскальзывает из узкого мясистого места. Дальше тем же зажимом достаю освобожденный тройник из пасти.
Предыдущая рыбалка показала, что щука игнорировала окуня в качестве живца. Мы специально «упирались» по плотве, думая, что это главный ключ к успеху. Но однажды живцовая плотва закончилась, и я, чтобы жерлица не простаивала, зарядил ее на окуня. К моему удивлению, на окуня я выловил двух щук. Вокруг стояли три жерлицы, заряженные плотвой, но щука предпочла схватить окуня. Кстати, в этой же лунке я поймал на густерку самую большую щуку, на 3400 г. Удивительно, что сработала старая жерлица, конструкция которой мне давно перестала нравиться. Крючок стоял, на мой взгляд, большеват, стальной поводок уже достаточно смят, и мелкую густерочку я насадил под спинной плавник. (В отличие от плотвы, «густерята» и микроподлещики быстро дохли, если продеть поводок через весь пищевод). Именно эта, на мой взгляд, не очень удачная жерлица принесла из одной лунки крупного окуня и трех щук, одна из которых оказалась самой большой. Еще меня удивила живучесть уклейки как живца. Мне всегда казалось, что уклейка – ну очень нежный живец. На деле оказалось не так. Уклейка бодро билась на тройнике очень долгое время. Правда, был один минус – окунь частенько попадался либо сбивал живца.
Получается, что дело не в оснастках? Все зависит именно от конкретной лунки? Если так – тогда, не найдя волшебные лунки, мы довольствовались бы лишь 1/3 того улова?
Уже через неделю путь на это озеро был отрезан поднимающимся уровнем воды. В поисках объездных путей я посетил еще пару озер, ставил жерлицы там, где щуки осенью устраивали «партсобрания», но не увидел ни одного выстрела, ни на окуней, ни на красноперок. Но сожаления нет. Наоборот, тема жерлиц еще глубже проникла в мое рыболовное сознание. Эта тема обязательно будет продолжена.