Лещевый хет-трик и красноперка

Один из декабрьских викендов выдался настолько замечательным по погоде, что у меня сразу родилась двухходовая комбинация. Как известно, в солнечную безветренную погоду, которая установилась именно в субботу, клюет плохо. А вот потом, в будний день, надо обязательно приехать на одно из популярных мест и пробежаться по закормленным в выходные дни лункам. В этот раз таким популярном местом был выбран ерик, который в народе кличут «Кобылья голова» из-за чудного рисунка его изгибов, которые можно рассмотреть на карте.

Мы без проблем проехали по за ночь подмороженной колее. Удивительно, что на таком популярном месте, где яма 9 метров, чуть не доезжая до вытекающего ерика Таловой, не было абсолютно никого. Лед достаточно крепкий. Отчетливо было видно, что на нем творилось в прошлые выходные. Старые лунки, и аккуратные, от ледобуров, и колотые, от пешни. Я сразу начал ловить на «чертика» по одной простой причине – на «Кобыльей голове» велика вероятность поимки подлещика. А подлещик, как известно, неравнодушен к «чертику», крючки которого украшены бисером.

Уже на второй лунке я почувствовал, что «чертом» кто-то интересуется. Кивок пару раз сбился с ритма. Я продолжил поднимать приманку более плавно и тут же ощутил явный прижим. Подсек – что-то тяжелое, упираясь, стало подниматься. На льду снега нет, лунку припорошить нечем. Так и есть, около самого отверстия рыба занервничала и рванула на глубину. Я стравил монофильную леску диаметром 0,12, снова подтащил рыбу к лунке и увидел узкую пасть судачка. Вот это сюрприз! Никогда я на «Кобыльей голове» не ловил судака, а тем более зимой! Но, видно, я слишком осторожничал, дал слабину, и судак сорвался.

Жаль! Но продолжим исследовать края ямы. Не буду подробно описывать мое негодование, а скажу лишь, что подряд в четырех лунках у меня были солидные сходы. Поклевки были очень капризные, все происходили на плавном покачивании с одновременным медленным подъемом «чертика». Пару раз я даже сдвинуть рыбу не мог с места. Однажды я рассмотрел подо льдом что-то широкое и белое – явно не судак. Видимо, молодого леща я так и не дотащил до отверстия во льду. А ведь, если бы не поленился и что-то придумал с затемнением лунки, скорее всего, мне удалось бы что-то поймать.

Я решил сдвинуться в сторону выхода из ямы. Туда, где обычно рыболовы ловят бель на мотыля с прикормкой. Старые прикормленные лунки – это мечта для безмотыльщика. Я обежал все лунки в пределах видимости и просверлил или освежил те, которые явно были кем-то закормлены. Бель стала попадаться чаще. Проскакивали плотва, окуньки и маленькие подлещики. Я менял лунку за лункой, отдавая откровенно мелких рыбешек воронам, которые перестали меня бояться и терпеливо ждали метрах в десяти. Наконец, в одной лунке (как сейчас помню, прикормленной пшенной кашей) с явной поклевкой в виде прижима кивка сел полукилограммовый подлещик. Да! Все-таки это они клевали у меня по краю ямы.

Рисунок проводки работал только один. Сначала я быстро тряс «чертика» с медленным подъемом, последующий подъем производил с плавными покачиваниями. Именно на плавных покачиваниях подлещик решался взять «чертика» в рот. Через каких-то пять минут я уже вытянул второго точно такого же подлещика. Игорь, видя такое дело, не выдержал и тоже размотал свою безмотыльную удочку и сел в соседней лунке. После поимки третьего «леща» (для Ленинской поймы полукилограммовый подлещик выглядит как лещ) я успокоился. В принципе, рыбалка сделана, да и клев как-то незаметно сошел на нет.

Все поклевки были очень осторожными. Чтобы спровоцировать рыбу на более смелую хватку, я намеренно дольше дразнил ее медленными подъемами без колебаний и с колебаниями высокой частоты. Когда я явственно видел 2-3 попытки рыбы ухватить неудобно пляшущего «чертика», я менял проводку на с плавными покачиваниями и тут же получал нужный четкий лещевый прижим кивка. Причем все лещи были пойманы на расстоянии 70 – 100 см ото дна.

«Козий» демарш против «чёртовой» универсальности

На приманку «коза» я ловлю довольно редко. Хоть она и является одной из безмотыльных приманок, однако ж основной мой опыт зиждется на «чертях» и мормышках. Как правило, до «козы» на рыбалке дело не доходит. И до определенного момента я твердо был уверен, что степень универсальности приманок в безмотыльной ловле больше всего у «чертика», чем у мормышки или «козы». Однако последний лед на Карповском и Варваровском водохранилищах, а так же последняя рыбалка в Колобовке уже этой зимой заставили меня пересмотреть свои убеждения.

В этот раз мы поехали в будний день в Волго-Ахтубинскую пойму. Кого-то звали осенние места, где было много крупного окуня, кто-то просто ехал за компанию, как я, посмотреть на новые водоемы.
На первом проточном ерике глубина приличная. Где полтора метра, а где и два с половиной. Все это чередуется зарослями водорослей. Начал ловить на «козу» по простой причине - она меньше травы цепляет, чем «чёрт». Пробежался по травянистому плесу, выхватил красноперочку и одного пузатого окунька. Пошел дальше в угол – и там окуньки. На пять полосатиков размером с палец - 2-3 толстячка-недоростка и один с ладошку. Вот такая статистика. А под занавес рыбалки решил вернуться на травяной плес, поискать крупного окуня.

С одной лунки выдернул несколько окуней. Разбурил небольшой пятак, где, по всей видимости, была граница травы и чистого дна. В одном месте даже через лед было видно светлое дно и темное. Вот там и вломилась на «козу» первая хорошая красноперка. Затем еще одна. Выяснил, что она, хитрюга, берет в метре ото дна и предпочитает очень медленный подъем. Не важно, часто трясешь или плавно или вовсе не трясешь – главное медленно поднимать «козу». Как только понял – «пошла руда». Поклевки происходили почти на каждом подъеме. Компаньоны уже машину прогревают, я один на льду, пора идти, а она, зараза такая, ловится. Леска 0.128 мм. Иногда поклевки такие, как будто кто-то, падая, хватается за мою леску. Я устал кивок поправлять на хлыстике. В общем, получилась яркая заключительная точка. «Коза» работает не только по последнему льду и не только на водохранилищах!

Уже несколько раз мне удается находить более крупную рыбу в местах, где густая трава граничит с чистым дном. Еще крупный окунь и плотва с красноперкой любят держаться эдаких редких джунглей на полутораметровой глубине, где балансиром ловить плохо, а на мормышку – пожалуйста! Такие места легко найти по разному цвету льда, по наличию водорослей около старых лунок или по цветовому контрасту дна, если лед достаточно прозрачный.