Впервые на Пахре: день открытий и тестов

Весна в этом году ранняя. Снег растаял быстро. И по счастливому стечению обстоятельств передо мной открылась Пахра. На крутой берег этой подмосковной реки мы выбрались порыбачить вместе с Владимиром Абарбанелем, опытным и известным рыбаком. Впервые довелось ловить здесь и, пожалуй, впервые такой ранней весной приступил к ловле по открытой воде (Пахра, правда, зимой не замерзает).

Накануне размышлял, на какую снасть ловить, но так и не определился. По той причине взял, как обычно, лишку. (Разумеется, все это мертвым грузом пролежало в багажнике автомобиля.) Из машины вытащил только три палочки: поплавочную снасть, кивочную и спиннинг (до запрета еще далеко). На плечо надел рюкзачок с запчастями, в руку взял складной стульчик. Будь что будет, а ничего не будет – воздухом чистым подышу, посмотрю, как ловит товарищ…

Владимир расчехлил поплавочное удилище. А почему бы и нет? – подумалось мне. Рука потянулась к телескопчику с кольцами. Растянул палочку, забросил.

Течение очень сильное. Уровень воды в Пахре выше примерно на метр по сравнению с летним периодом. К тому же то тут, то там водовороты, смена направления течения и периодически проплывающие пучки прошлогодней растительности. В общем, сложная для меня картина.

Спустя четверть часа Владимир выудил первый хвостик. Он использовал трехчастное матчевое удилище длиной 4,2 м. Очень удобная длина (больше не надо), учитывая свисающие над берегом ветки ивняка. Поплавок изначально был грузоподъемностью 2 г, а потом 1 г (первоначально применяемый двухграммовый поплавок пришлось снять, так он оказался недостаточно чувствительным в данных условиях). Поводок составлял не более 20 см и был оснащен небольшим крючком не крупнее 14-го номера. Ловил Владимир под берегом (здесь была ямка). Снасть настроил так, что наживка слегка задевала по дну, а из воды виднелся только край антеннки поплавка. Так не прозеваешь даже вялую поклевку.

Меня очень заинтересовала длина поводка. В последнее время я стараюсь делать ее как можно больше, поскольку на длинном поводке наживка перемещается в слоях воды наиболее свободно и естественно. Однако на сильном течении такого, видимо, быть не должно: крючок с наживкой просто «застрянет» в средних слоях, и не всякая рыба позарится на такое сокровище. Короткий же поводок (20-25 см) будет лучше привязан к нужному горизонту.

Кстати, один из всегда волнующих меня вопросов касается подпаска: нужен он или нет? С этим вопросом я обратился к профессионалу. Владимир сказал, что подпасок не применяет, поскольку в каких-то особо редких случаях подпасок, может быть, и помогал ему, но обычно – нет. И в данном случае, даже на таком сильном течении, какое было в день нашей совместной рыбалки, подпаска у Владимира не было.

В качестве насадки мы использовали мотыля, его же взяли для прикорма. Кстати, прикармливать мотылем, смешанным с сырой рыхлой землей, я попробовал тоже впервые.

Прикармливать точку стали часов в 11. Почему не сразу, не отвечу. Я просто следовал примеру опытного товарища. И, кстати, Владимир вскоре начал вытаскивать то плотвичку, то лаврушку (мелкую густерку). Стало быть, прикорм вполне оправдан.

Надо сказать, что в отличие от Владимира, который периодически таскал хвостики из воды (правда, по его меркам, очень редко), я довольно долго промучился с поплавком… Оказалось, что фиксирующий кембрик слабоват и в момент заброса не удерживает поплавок в нужной точке, последний смещается по леске. И как я этого сразу не заметил?! Вот что значит, давно не ловил удочкой!

Утомившись от перезабросов и выставлений спуска, я оставил свое место и пошел на разведку. Осмотр правого берега выше по течению показал, что береговая линия неплохо освоена местными жителями, чьи участки стоят фактически вплотную к воде. Есть даже забетонированные пристани. Но состояние реки почти везде одно и тоже: вода мутная, скорость потока высокая.

Вернувшись, я обнаружил на крючке царя реки – ерша. Точнее, микроскопического ершика, который так глубоко заглотил крючок, что вытащить его, не навредив рыбке, увы, не представлялось возможным.

После освобождения крючка я решил больше на поплавок не ловить. Надо правильно настроить снасть, и лучше сделать это дома. Достал кивочную оснастку и 6,5-метровую неоснащенную палочку. Соединил их и стал пробовать ловить на игру.

Однако ловля на кивок в месте, где я стоял, не принесла результата. Мормышку («чертика» с бусинкой) тут же сносило течением, и задать правильную игру не удавалось. Тогда я рискнул отправиться еще в один поход и, пройдя немного, стал между кустов, рядом с торчащими из воды деревьями; ловил чуть ниже их, буквально в полуметровом окошке. В таком месте течения почти не ощущалось, его смягчала местная растительность. И вот именно здесь буквально за 10 минут я выдернул трех рыбок: плотвичку, густерку и маленького окунька. Просто день разнорыбицы какой-то!

Однако после такого счастья клев будто бы отключили. И сколько я ни пытался соблазнять рыбу игрой, она не реагировала на мои старания. Впрочем, скоро мы засобирались в обратный путь. Ловлю спиннингом я автоматически перенес на другой раз (и зачем я только брал его с собой?). Итогом рыбалки стало понимание того, что все-таки рыба еще не проснулась от зимы и что поплавочная снасть для ее ловли должна быть другой. Кроме того, меня очень заинтересовал вопрос возможности ловли на мормышку в условиях сильного течения. Понимаю, что большинство рыболовов не станут ловить с кивком на сильном течении, все-таки данный способ ориентирован на спокойную воду, отсутствие ветра и, пожалуй, дождя. Это очень медитационный (если можно так выразиться) способ ловли рыбы, насколько я понимаю. Но ведь бывает же и экстрим, или если не бывает, то его можно устроить. В данном случае наверняка существует способ ловли на кивок в экстремальных (точнее неподходящих) условиях. Вот бы его открыть… Скорее всего это утопия, но мне стало интересно.

А к следующей рыбалке на Пахре я обязательно подготовлюсь лучше. У меня ощущение, что рыбачить в ближайший выходной непременно буду здесь же, надо же подобрать ключик к местной рыбе.

Вот такое у меня начало сезона! Вот такой любопытной оказалась моя первая рыбалка на Пахре!