Открывать сезон приходится не в очень комфортных условиях. В холодной воде увидеть жереховый бой где-нибудь на перекате или над песчаным плесом случается нечасто. В это время жерех держится в толще воды или у самого дна, там же охотится и питается. Эту особенность его поведения нужно учитывать при выборе тактики и техники ловли, а также при выборе «правильной» приманки. Ранней весной вряд ли помогут колеблющиеся блесны и даже знаменитый кастмастер. Нелучшим образом работают девоны и вертушки. Самой уловистой приманкой в этот непростой период является правильно подобранный и грамотно поданный воблер.
ВОБЛЕРНОЕ ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
Конечно, ловлю жереха на воблер открытием не назовешь, но все же есть ряд наблюдений, которыми хотелось бы поделиться. За время, что я увлекаюсь ловлей жереха, мне довелось перепробовать множество всевозможных приманок. И не раз и не два именно применение воблера позволяло мне добиваться отличных результатов как по количеству пойманных трофеев, так и по их качеству. В подтверждение своих слов рассмотрю несколько случаев, произошедших со мной на жереховых рыбалках.
Последние дни «свободы» перед наступлением весеннего запрета. Рыбачу с надувной туристической байдарки. Иного способа подобраться к руслу реки из-за разлива уже нет. Поначалу такое обилие воды несколько обескураживает. Не совсем понятно, где, а главное, на что в этом море можно ловить рыбу. Медленно двигаюсь вдоль подтопленной речной кручи. От когда-то высокого берега остались лишь небольшие островки. Вода с шумом прорывается вдоль них на луг. Место для стоянки жереха вроде бы неплохое.
Цепляю вертушку и пытаюсь ловить. Приманку стараюсь провести вдоль самой кручи. Через поляризационные очки идущая почти поверху блесна видна издалека. Ее бронзовый лепесток весело поблескивает в лучах яркого весеннего солнца. Поклевок нет. И вдруг на одной из проводок замечаю, как за блесной движется какая-то тень. Присматриваюсь. Да это же жерех! Мысль замедлить ход блесны, чтобы рыба смогла атаковать приманку, рождается в голове сама собой. Но как только блесна замедляет движение, жерех прекращает ее преследование и исчезает, словно субмарина, в желтоватой речной воде.
Мысленно ругая себя за допущенную оплошность, пытаюсь проанализировать ситуацию и принять правильное решение. Для того чтобы спровоцировать жереха на атаку, приманке не хватило движения. Тот критический порог, после которого рыба теряет осторожность, так и не был преодолен. Но если вести блесну быстрее, ее вынесет на поверхность воды, что тоже не есть хорошо. Воблер? Но он плохо летит и вряд ли «достанет» до жереховой стоянки. А что если сплавить его по течению реки? Сказано — сделано.
И вот уже течение вслед за воблером тянет плетенку со шпули катушки. Метров через пятьдесят я прекращаю этот дрейф и начинаю подмотку. Приманка не успевает пройти и десяти метров, как потрясающей силы удар едва не вырывает удилище из рук. Жерех (а это без сомнения он) выскакивает откуда-то из-под самого берега и атакует воблер снизу. Достать девятисантиметровый Duel yo-zuri из жереховой пасти оказывается не так просто. Он заглочен полностью!
Очень скоро состоялось еще несколько памятных рыбалок, где воблер также был на высоте. Пока весенние ограничения на передвижения маломерных судов еще не наступили, мы рыбачили с лодки. Проверили всевозможные жереховые места и нашли рыбу на плесе с глубинами 3–5 метров. Лучше других отработал Duel yo-zuri типа minnow. Большинство поклевок происходило на границе струи и более тихого течения. По характеру сопротивления трофеев было заметно, что рыба еще не совсем оправилась от зимнего поста.
Энергия, полученная от первой рыбалки, требовала выхода. И вот в ближайшие выходные мы снова на реке. Рыбачим с берега. На этот раз мы решаем исследовать участок в нижнем течении реки. Чтобы увеличить дальность заброса, пробуем ловить на кастмастеры. Жерех не просто игнорирует эту приманку, он расступается перед ней. Воблер плохо летит и не достреливает до стоянки жерехов несколько метров. Как быть? И тут я вспоминаю опыт той памятной рыбалки, когда именно воблер, пущенный вниз по течению, позволил мне расшевелить жереха. Снова в ход идет плавающий yo-zuri. Отпускаю его метров на семьдесят и начинаю проводку. Как только воблер входит в «зону поражения», следует удар. Но подсечка оказывается пустой. Снова пускаю воблер в свободное плавание. Теперь, когда он в жереховой зоне, закрываю дужку катушки и позволяю приманке свободно играть в струе.
Время от времени довольно быстро потягиваю удилищем приманку на себя и вновь отпускаю вниз по течению. Шаг вперед, шаг назад. И вдруг — удар! От неожиданности едва не роняю удилище из рук. Рыба на леске совершает сильнейшие потяжки поперек течения. Тонкая плетенка со свистом режет воду, и порой кажется, что она вот-вот лопнет под напором рыбы. Но в этот раз удача на моей стороне.
Вывод очевиден: воблер — грозное оружие спиннингиста-жерешатника. Главное — правильно подобрать приманку. Смелый эксперимент с моделями и расцветкой приманок, а также внимательное наблюдение за событиями, происходящими на рыбалке, и их взвешенный анализ — вот алгоритм успеха в охоте за жерехом.
МУХО-ЖЕРЕХ
Продолжая рассказ о ловле весеннего жереха на Припяти, не могу не затронуть тему ловли этой рыбы на мушки. Лет двадцать назад очень популярной была ловля чехони на донку-резинку. Эту проходную для Припяти рыбу в больших количествах вылавливали по затопленным речным косам. Вместе с чехонью «влетал» иногда и жерех. Но тогда факты его поимки считались случайностью, и по этому поводу никто размышлять не хотел.
Прошли годы, страсти по чехони поутихли, да и в Припять заходить эта рыба стала редко. И тут я вдруг узнаю, что один мой знакомый ловит на донку-резинку жерехов. После долгих уговоров и я был зачислен «юнгой» в команду не совсем обычных жерешатников.
Доро́гой, слушая разговоры попутчиков, я размышлял над тем, что мне предстоит увидеть своими глазами. С донкой-резинкой я знаком не понаслышке: и карася на нее лавливал, и ту же чехонь, и даже лещи попадались. Но сам факт поимки такого количества жерехов с одного места не совсем подходил под мои понятия о ловле этой рыбы. Когда ловишь жереха спиннингом, то успех рыбалки во многом зависит от того, как много перемещается рыболов, сколько перспективных для ловли мест он может сменить за день. И с этим никто не спорит.
На берегу реки мы очутились еще затемно. В межень здесь располагается обширный песчаный пляж, чуть ниже устье старицы. Оно глубокое и заканчивается русловой ямой. Место для стоянки жереха, с точки зрения спиннингиста, хорошее. И пока мои попутчики надували лодку, чтобы завезти груза донок на нужное расстояние от берега, я принялся созерцать пробуждение природы. И тут в предрассветной мгле на перекате раздался шум жерехового боя.
Это движение в воде обрадовало всех. Ребята, накачав лодку, принялись за монтаж снастей. Компоновка донки-резинки для жереха обычная. Отличными являются приманки. Каждая мушка смонтирована на коротком поводке, который заканчивается застежкой с карабином, совсем как у спиннинга. Поскольку весенний запрет уже начался, на каждую снасть монтируется по одной мушке.
И вот торжественный момент начала ловли наступил. Приманки одна за другой беззвучно исчезли в темной глади реки, и рыбаки принялись колдовать возле своих снастей. Принцип рыбалки заключался в том, что мушка периодически подтягивалась рыболовом, а обратно возвращалась под действием упругости резины. Поклевок пока ни у кого не было. По-видимому, жерех, напуганный возней с установкой снастей, отошел на безопасное расстояние.
Резкий удар в самом начале потяжки произошел, как всегда, неожиданно. Фонтан брызг, эффектная свечка — все элементы, которые может показать рыба в процессе вываживания, были эффектно продемонстрированы. На эластичной резине жерех ходил большими кругами и все старался оттащить снасть подальше от берега. Но и его соперник был не лыком шит. Ловко дирижируя снастью, то подтягивая, то отпуская леску сквозь пальцы, рыболов полностью контролировал процесс.
На самом деле борьба человека и рыбы длилась недолго. Жерех — боец сильный, но, выкладывая все силы в самом начале борьбы, быстро сдается. И вот он, поблескивая серебром чешуи, лежит у самого берега. Сил даже на то, чтобы просто пошевелиться, у рыбы не осталось.
После шумного вываживания поклевки на некоторое время прекратились. «Расслабуха» была неожиданно прервана коротким возгласом: «Есть!» И вот уже второй рыболов что-то тащит к берегу. На этот раз добычей стала чехонь. Факт появления стаи чехони заметно оживил рыболовов. Для них это означало, что где-то неподалеку был и жерех: словно пастух, он сопровождает косяки этой рыбы.
Как по команде снасти были извлечены из воды, и начался процесс, шутливо названный рыболовами «заменой петуха на козла». Дело в том, что секретные жереховые мухи ребята изготавливают с подсадкой шерсти одноименного животного. Мушка представляла собой стример, связанный из нитей люрекса с добавлением козлиной шерсти. Главный секрет, как утверждали сами рыболовы, заключался именно в том, что приманка имела специфический запах.
Картина, увиденная мною позже, надолго осталась в памяти. Поклевки произошли сразу у троих. Причем у всех троих был жерех. Синхронное вываживание сильной, бойкой рыбы на такой эластичной снасти — зрелище эксклюзивное. До этого момента я вообще думал, что так быть не может. Но может. Еще как может!
Спустя некоторое время три жереха весом "за двушку" благополучно отправились на кукан, а ребята решили сделать перерыв. Из разговора, затеянного мною, выяснилось, что этот способ ловли «речного корсара» считается новым для нас, а на Украине ловля жереха на мушку распространена давно. Вот и подсмотрели ребята его у соседей. А дальше пошло-поехало. Дальше я узнал, что успех рыбалки зависит от правильно выбранного места, а подобные места в окрестностях Мозыря можно пересчитать по пальцам. Резинка — снасть стационарная, и поставить ее нужно там, где появление жереха почти гарантировано. Это подтопленные косы вблизи устьев глубоких стариц, ровные прогоны, заканчивающиеся ямой, все места, где глубина не превышает двух — двух с половиной метров. На большей глубине и сильном течении донка-резинка совершенно бесполезна. В идеале снасть нужно поставить таким образом, чтобы мушка большую часть времени находилась на границе струи или вблизи нее, на тиховодье, но никак не с внешней стороны. Мушки, продающиеся в рыболовных магазинах, ребята считают недоработанными, и поэтому стараются изготавливать их сами. Материал для изготовления приманок — перо птицы, шерсть животных, искусственный мех.
На муху жерех ловится с самой ранней весны, но наилучшим образом он реагирует на эту приманку после нереста, когда рыбья мелочь становится активной, да и уровень воды в реке стабилизируется. А по поводу бытующего мнения, что жерех не образует больших скоплений, ребята категоричны: весной, когда в реке много мигрирующей рыбы, жерех начинает проявлять повадки, в большей степени присущие судаку или окуню. Он преследует косяки рыбы, пасет их, и в это время донка-резинка, оснащенная мухами, — самая эффективная снасть, в чем я сам недавно убедился. А обнаружение «партсобрания» жерехов — это результат того, что с местом вы определились правильно, и приманка играет в непосредственной близости от рыбьего «автобана». А вот поставь снасть на десяток метров ниже — и всё, поклевок можно не дождаться.