Бороться с огнем в трюме буксира посреди открытого моря, заделывать пробоину и, если ничего не помогает, спасаться с терпящего крушения судна учили сегодня курсантов средней мореходки. Все условия максимально приближены к реальности. Спустя несколько дней после трагедии в Охотском море к этим учениям - отношение особое. С места событий - Екатерина Гладышевская.
Глядя на огромные языки пламени, трудно поверить, что его могли вызвать сознательно. На первый взгляд, шестнадцатилетних мальчишек в спецодежде можно спутать с пожарными. Со смелостью взрослых подростки борются с огнем и выносят пострадавших. А когда очаг ликвидирован - через узкий лабиринт - устремляются к аварийному выходу. Педагоги вспоминают, бывало и такое, что в замкнутом задымленном пространстве молодым морякам становилось плохо. Но всегда обходилось без эксцессов. В отличие от реальных условий, здесь совершенно безопасно.
Буксир "Хабаровск" принадлежит Росрыболовству. Уже 10 лет его используют в качестве учебного тренажерного центра. Здесь занимаются не только курсанты, но и плавсостав различных судов. В подготовке к борьбе за жизнь такие уроки необходимы. Уже через пару лет сегодняшние курсанты встанут на капитанские мостики, и в первую очередь от их профессионализма будет зависеть безопасность всего экипажа.
Валентин Жук, начальник Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. Месяцева:
У нас ребята сегодня присутствуют те, которые уже ходили в море. Ходили на практиках на промысловых судах, на "Седове". Они проходили обучение перед выходом в море, то есть они являются матросами второго и первого класса. Но это ничего не значит. Потому что море не прощает ошибок.
В борьбе с пробоинами главное – грамотная и слаженная командная работа. В одиночку с ними не справиться. Но и здесь будущие капитаны демонстрируют хороший результат. Курсанты признаются: для них каждое задание, словно настоящее боевое испытание. Но по улыбкам на лицах очевидно - пока это не более чем увлекательная игра.
Евгений Арзамасов, курсант судоводительского отделения Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. Месяцева:
Ощущения хорошие. Уже привычно, хотя все равно некоторый страх присутствует.
Когда главная палуба уходит под воду - это верный знак того, что судно уже не спасти. Готовый к этому личный состав ждет приказа капитана, после чего покидает терпящий крушение корабль.
Температура воды в этом бассейне - 14 градусов - никакого подогрева. После прыжка нужно лечь на спину – так легче удержаться на поверхности.
Николай Толсторебров, помощник капитана по учебной работе БУТС "Хабаровск":
Здесь отрабатываются умения курсантов надевать спасательное оборудование, то есть снаряжение индивидуальное. Далее - совершать прыжки с высоты не менее 4,5 метров, то есть оставление судна при помощи прыжка. Далее - выполнение первичных действий при нахождении в воде. Далее - использование коллективных средств спасения - спасательных плотов. Умение перевернуть спасательный плот, забраться в спасательный плот.
Впереди этих мальчишек ждет разбор полетов. Но главный урок уже усвоен – в море нужно быть готовым к любому форс-мажору. И научиться в нем выживать – первоочередная задача.
Источник: