Игорь УЛЕЙСКИЙ: Сверхзадача – выйти на новый уровень переработки

В прошлом году администрация Приморского края приняла программу развития береговой рыбопереработки, в которой заявлены беспрецедентные меры поддержки производителей.

В настоящее время в России отсутствует единая государственная программа поддержки рыбопереработки. Федеральная целевая программа затрагивает этот вопрос в некоторых аспектах, таких, как развитие портовой инфраструктуры, строительство логистических центров и складских холодильных мощностей, но напрямую рыбопереработки – консервных заводов и других рыбоперерабатывающих производств – не касается. Хотя, возможно, то движение, которое сейчас идет снизу, от регионов, найдет когда-нибудь отражение и на общегосударственном уровне.

Сразу расставлю акценты: говоря о программе, мы подразумеваем именно рыбопереработку, а не рыболовство. В чем ее суть? В том, что мы будем поддерживать все виды береговых перерабатывающих предприятий Приморья независимо от формы собственности, происхождения сырья (лишь бы оно было законное), выпускаемой продукции и направления ее реализации.

Главным условием для участия предприятия в программе является размещение производственных мощностей на территории Приморского края. Второй критерий – прозрачность выпускаемой продукции, отражение ее в балансах, в отчетности. Еще один немаловажный момент – наращивание объемов выпуска от года к году, ведь именно с этой целью и предоставляется поддержка. За исходную цифру мы берем показатели предприятия в прошлом году. Могут задать вопрос: а как же быть новым компаниям? А те перерабатывающие комплексы, которые, условно говоря, были зарегистрированы с 1 января текущего года и только начали выпускать продукцию, мы будем поддерживать по факту, разумеется, руководствуясь здравым смыслом.

Какой-то определенный обязательный для всех процент прироста мы прописывать не стали, поскольку тут оптимален индивидуальный подход. Стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. Ведь можно на новом производстве с малыми объемами поставить вторую машину и запросто удвоить выпуск продукции, который при этом останется небольшим. Тогда как для давно действующих заводов, вышедших на максимальный уровень, которого позволяет достичь их технологическое оборудование, даже несколько процентов прироста будут исчисляться сотнями и тысячами тонн, миллионами консервных банок. Для кого-то прибавка и в 1% будет очень существенной, а для другого, кто вчера выпускал 2 кг рыбы, сделать 102 кг совершенно никакого напряжения не составит. Но мы, разумеется, можем поставить для предприятия условием модернизацию, запуск второй линии и так далее. Все эти вещи будут оговариваться в договорах, которые заключает каждый производитель с администрацией Приморского края в лице Управления рыбного хозяйства, с указанием параметров, на которые он должен выйти по итогам года.

В программе перечислены виды продукции из водных биоресурсов, выпуск которой мы будем поддерживать: охлажденная, мороженая, копченая и сушено-вяленая, соленая, пресервы, консервы из рыбы и морепродуктов, филе мороженое, готовые продукты и прочие полуфабрикаты. Но степень поддержки для всех видов разная. Например, при обычной заморозке мы будем компенсировать производителю 2 рубля на килограмм продукции, при изготовлении консервов – 1,5 рубля, а при выпуске филе – уже 25 рублей.

Когда мы формировали программу, осмысливая и анализируя ситуацию в рыбопереработке на территории края и в целом по Дальнему Востоку, то понимали, что такие направления, как выпуск консервов, пресервов или соленой рыбопродукции в общем-то неплохо развиты и представлены на внутреннем рынке. Чего мы не видим сегодня, так это широкого ассортимента филе из массовых видов рыб, в частности из белой рыбы. Филе – это продукция высокой степени переработки, с высокой добавленной стоимостью и это самые большие объемы производства, которого фактически нет на территории Дальневосточного бассейна.

Поэтому перед нами стоит задача, чтобы именно этот сегмент рыбопереработки получил должное развитие, для чего нужен мощный импульс, поскольку у нас есть серьезный конкурент в лице КНР. В прошлые годы китайские рыбопереработчики перехватили всю инициативу по переработке белой рыбы, в том числе добытой в российских морях. Из более чем 1,3 млн. тонн минтая, что мы добываем ежегодно, на территорию России заходит порядка 200 тыс. тонн сырца, все остальное уходит на экспорт. Частично в Корею – там свой рынок, но основная масса перерабатывается в Китае. При этом Китай не потребляет эту рыбу, там другие гастрономические привычки, он отправляет ее на рынок третьих стран – в Европу, в Америку. Наша цель – именно этот объем минтая перехватить и переработать на территории Приморья. Отсюда вытекает и концептуальная идея программы.

Понятно, что несмотря на поддержку, сложно ожидать большого прорыва в производстве тех же консервов на территории Приморья. Возможно их станет больше, но не в разы – это не страшно. На самом деле программа – это живой продукт, она не застыла в нынешнем виде, ее можно видоизменить, расширить. Может быть и так, что мы завтра уберем, например, соленую рыбу или сушено-вяленую и копченую, а взамен добавим живую. Ведь довезти до потребителя в живом виде гребешка, сазана, карпов, осетра и т.д. – это очень тяжелый сегмент, практически неразвитый, со сложнейшей логистикой и организацией. То же касается и аквакультуры: если хозяйство решит выпускать, скажем, в охлажденном виде гребешка либо в мороженом, оно также получит поддержку.

Если говорить об ограничениях круга участников программы, то не смогут претендовать на субсидии предприятия, которые работают на давальческом сырье, поскольку у них в балансе не будет отражаться выпуск продукции. С другой стороны, наша поддержка, возможно, позволит им выйти на рентабельность, если они сами начнут закупать сырье, выпускать продукцию и реализовывать ее. Мы очень серьезно обсуждали этот вопрос с крупными товаропроизводителями: с «Нивой-К», «Южморрыбфлотом», «Преображенской базой тралового флота», «Зарубинской базой флота». Они, конечно, все по этим схемам работали, где-то и сейчас работают. И мы поняли, что наш подход оправдан, в противном случае начнутся искажения, «серые» схемы, которые могли бы полностью дискредитировать саму идею господдержки рыбопереработки.

Одна из задач программы – обеспечить прозрачность береговой переработки. Не секрет, что многие компании перерабатывающего сектора на территории края до сих пор работают «втемную». Особенно это касается мелких предприятий. Соответственно и происхождение многих видов продукции, которая лежит на прилавках магазинов, не всегда можно отследить и показать. Это не значит, что рыба непременно плохого качества, но в балансах, в отчетности предприятия она не показана, со всеми вытекающими последствиями для бюджета. Мы в какой-то мере пытаемся компенсировать производителю выход на свет божий этой продукции. Может быть, это тот самый случай, когда мы убиваем сразу двух зайцев. Поскольку наша задача – поддержать выпуск рыбопродукции, а сверхзадача или задача максимум – завезти на территорию края большие объемы рыбы, которая уходит в виде экспорта на переработку.

Поэтому сейчас мы ведем большую разъяснительную работу. Сотрудники управления рыбного хозяйства регулярно выезжают на предприятия, встречаются с руководством. Мы сделали обращения в адрес каждого крупного производителя с разъяснениями программы. Со старыми, проверенными предприятиями – «Южморрыбфлотом», преображенцами, Большекаменским рыбзаводом – отношения попроще, а новые проекты, новые инвестиционные предложения будут отрабатываться в ручном режиме. На сегодняшний день воспользоваться субсидиями может большая часть береговых заводов Приморского края. От них требуется только легально вести дела, подать заявку, заключить соглашение и выходить на получение компенсации. Первые заявки уже поступили от 9 предприятий, еще несколько находятся на доработке, каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Конечно, работать с государственными деньгами всегда сложно. Фактор настороженности в силу этого есть и у рыбаков, и у рыбопереработчиков, ибо, взяв копейку государственных денег, надо будет серьезно за них отвечать: отражать в балансе, выпускать продукцию, платить налоги. В связи с этим некоторые сложности во взаимоотношениях с контрольно-надзорными и правоохранительными органами присутствуют. Могу сказать только одно: я буду внимателен к этой проблеме.

Игорь Улейский, вице-губернатор Приморского края
http://fish.gov.ru/presscentre/news/Pages/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C009656.aspx