Калининградский государственный технический университет и Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота объединяются в один университетский комплекс. Ректором нового укрупненного учебного заведения назначен Владимир Волкогон, возглавлявший до недавнего времени академию. Мы попросили Владимира Алексеевича подробнее рассказать о реорганизации двух старейших вузов Калининградской области.
- Приказ о реорганизации калининградских высших учебных заведений был подписан 25 января 2012 года главой Федерального агентства по рыболовству Андреем Анатольевичем Крайним. Решение не было спонтанным. Еще в 2010 году на всех уровнях говорилось, что объединение вузов и создание университетского отраслевого комплекса состоится в том случае, если удастся прийти к хорошим результатам при объединении Калининградского морского рыбопромышленного колледжа и Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Предполагалось, что этот опыт будет распространен и учтен при реорганизации учебных заведений в Калининграде и в других регионах страны. В 2010 году КМРК стал структурным подразделением БГАРФ. Время показало правильность выбранной идеология, которую удалось выстроить в колледже и в академии.
- Чем вызвана необходимость слияния вузов, ведь каждый из них имеет свою большую историю, авторитет, десятки сотен выпускников?
- Решение о сокращении количества высших учебных заведений принято на правительственном уровне. Если вы посмотрите сайт Министерства образования РФ, как учредителя сотен вузов в стране, то увидите, что в 2010 году были десятки приказов, согласно которым они объединялись. Министром образования было заявлено, что через несколько лет мы должны прийти к тому, что в стране будет не более 150 университетов, а сейчас их на много больше. Предстоит масштабная реорганизация всей системы высшего образования страны. Это закономерный процесс. И связан он с повышением требований к аккредитации вузов. Вузы, которые смотрят в будущее, хотят сохранить свой потенциал, не понижая статуса, должны объединяться, создавая крупные образовательные центры. Процесс реорганизации профильных вузов уже активно ведется и в Москве, и в Санкт-Петербурге и в других российских регионах.
В Калининграде создаются две вертикали профессионального образования. Одна – классическая на базе БФУ имени Канта, вторая – инженерная, отраслевая на базе Калининградского государственного технического университета. На наш взгляд, это здравый подход, и цивилизованная конкуренция. Что касается КГТУ и БГАРФ, то ясно, что в небольшом регионе два вуза одной отрасли иметь нелогично.
- Разве они дублируют друг друга?
- Пересекаются всего три направления. Это экономическое направление - менеджмент, хотя в академии оно более привязано к отрасли: примерно 70 процентов всех заданий, курсовых и дипломных работ – тоже отраслевые. Другие два пересекающихся направления - судовые энергетические установки и АСУ - имеют разную специализацию.
Реорганизация БГАРФ И КГТУ будет вестись по схеме уже апробированной при присоединении Калининградского морского рыбопромышленного колледжа к Балтийской государственной академии. Главные принципы объединения вузов в один образовательный комплекс – не нарушать сложившуюся структуру, традиции, а выстраивать общую идеологию и общие приоритеты по всем направлениям, в том числе при расходовании бюджетных средств.
Целесообразность объединения БГАРФ с КГТУ обусловлена также и тем, что в проекте закона об образовании, академия как ведущая образовательную деятельность на получение первого диплома о высшем образовании не планируется.
С другой стороны, многие существующие в стране академии, понимая перспективу развития, уже реорганизовались в университеты.
- Владимир Алексеевич, вы сказали, что опыт, накопленный при объединении колледжа и академии, будет использован при создании крупного отраслевого образовательного комплекса. О каких положительных результатах слияния можно говорить сегодня?
- Со времени объединения КМРК и БГАРФ прошло два года. Во всем мире университетский комплекс – это сеть колледжей и основа для получения в дальнейшем высшего профессионального образования. Мы стали выстраивать структуру так, чтобы была преемственность учебных заведений с единой идеологией, рациональным использованием имеющегося потенциала – материального, финансового, интеллектуального. Уже два года, как более ста выпускников колледжа продолжили обучение в академии по вузовским программам на бюджетной основе.
Появилась возможность сэкономить значительные бюджетные средства при создании и обновлении дорогостоящих лабораторий и тренажерных комплексов, не дублируя их в академии и колледже. Такой же процесс планируем распространить и на уровне университетского комплекса.
Колледж имеет свою лабораторную базу по промышленному рыболовству с обеспеченностью на 20-25 процентов, а с целью выполнения государственных образовательных стандартов для проведения практических и лабораторных работ на остальные 75 процентов используется материальная лабораторная база Калининградского государственного технического университета. Рациональный подход: сэкономлены значительные бюджетные средства, на должном уровне осуществляется обучение курсантов.
Университетский образовательный комплекс – это многоступенчатое образование от начального профессионального образования и заканчивая послевузовским. Колледж совместно с академией имеет лицензию на обучение рабочим морским профессиям. Во всем мире морское направление выстраивается так. Получение рабочей профессии, следующая ступень – колледж; те, кто способен по своему потенциалу, продолжает обучение в вузе – это академия или университет. А дальше обязательно найдутся одна-две «звездочки», кто способен заниматься наукой, преподавательской деятельностью, они в перспективе пополнят кадровые ряды университета или академии.
Сейчас одна из проблем всех вузов – старение профессорско-преподавательского состава. Мы должны обратить внимания на выращивание молодых научных кадров, выискивать их с первого-второго курса из числа студентов и курсантов, поддерживать и развивать их потенциал.
- Если речь идет о многоступенчатом образовании, означает ли это, что учащийся сможет подниматься по лестнице знаний без дополнительных промежуточных экзаменов?
- Суть идеологии объединенного университетского комплекса, что обучение молодые люди должны проходить как бы насквозь. Если через два-три года нам удастся реорганизоваться в научно-исследовательский университет ведомственной принадлежности, то этот статус даст право самостоятельного составления сквозных учебных планов и программ. Это приоритетное направление нашей деятельности на ближайшие годы еще и потому, что учреждение научно-исследовательского национального университетского комплекса дает по закону возможность получения серьезных дополнительных финансовых преференций со стороны государства. В этом случае мы сможем вполне достойно, параллельно с БФУ имени Канта, развивать материальную базу, привлекать лучших преподавателей, улучшать качество образования.
- Еще один актуальный вопрос: нет опасений, что создание в регионе мощного образовательного отраслевого центра приведет к росту числа молодых специалистов, которые не могут трудоустроиться, получив высшее образование?
- В рыбной отрасли плавсостав (судоводители, судомеханики) - выпускники академии, стопроцентно трудоустраиваются. Сейчас в регионе закладывается судостроительный завод, в этом случае востребованными станут специалисты КГТУ – судоремонт, судостроение. Если в ближайшее время будет определена государственная политика в плане строительства флота, то выпускники единого университетского комплекса не останутся без работы. Новые суда, значит, будет работа рыбакам, а одно место плавсостава обеспечивает от 8 до 11 рабочих мест на берегу.
Разумеется, при формировании государственного заказа необходимо учитывать демографический спад и вносить коррективы по направлениям. Министерство образования РФ и сами вузы пытаются корректировать набор, ведущийся на платной основе, на экономические специальности, на менеджмент. И в академии, и в университете практически нет бюджетных мест по экономическим направлениям, более 90 процентов студентов-курсантов учатся за свой счет. Говорят о переизбытке экономистов, но в то же время большая проблема найти хорошего экономиста. Проблема еще и в том, что выпускники не идут работать по специальности.
Что касается инженерно-технических специальностей, то здесь совершенно иная картина. Учиться сложнее, но зато учащиеся более четко представляют свое будущее в профессии. До 70 процентов выпускников и КГТУ, и БГАРФ идут работать по специальности, полученной в вузе.
- Владимир Алексеевич, как в конечном итоге будет выглядеть структура всего калининградского образовательного комплекса?
- В качестве филиала нам также передан Санкт-Петербургский рыбопромышленный колледж. В результате реорганизации Калининградского государственного технического университета, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа должен появиться университетский комплекс с наименованием «Калининградский государственный технический университет» с двумя обособленными подразделениями – БГАРФ и СПРК. Калининградский рыбопромышленный колледж, как известно, уже входит в структуру академии.
В приказе подчеркнута максимальная обособленность Балтийской государственной академии и Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа. Они будут без права юридического лица, но с полномочиями ведения бухгалтерского учета. Что это дает? Право иметь свой текущий банковский счет, напрямую получать и распоряжаться всеми внебюджетными самостоятельно заработанными средствами. В этих учебных заведениях сохранятся все виды деятельности, которые они вели до объединения.
- Финансирование – один из ключевых вопросов. Кто будет распоряжаться бюджетными средствами?
- Бюджетное финансирование будет вестись через Калининградский государственный технический университет, каждое из обособленных подразделений в этом бюджете будет иметь свою отдельную строку, утвержденную учредителем – Росрыболовством. Если на сегодняшний день распорядителем кредитов для этих учебных заведений является Росрыболовство, то после окончания реорганизации функции по распределению бюджетных средств для академии и санкт-петербургского колледжа перейдут к КГТУ.
- А как будет вестись управление территориально удаленным колледжем?
- Санкт-Петербургский колледж я очень хорошо знаю. Последние несколько лет именно с нашей подачи совместно с руководителем колледжа Безруком Николаем Николаевичем мы выстраивали определенную инфраструктуру. Эта инфраструктура готовилась для того, чтобы использовать образовательное учреждение, как площадку для развертывания интенсивной работы по проведению семинаров, конференций и т. д.
Вопрос о том, что колледж станет филиалом Балтийской государственной академии, был решен еще три года назад. Сейчас, поскольку мы объединяемся в единый университетский комплекс, колледж становится, как я уже говорил, обособленным структурным подразделением.
- Любое реформирование, структурное изменение влечет за собой кадровые перестановки. Грядут сокращения, увольнения, Владимир Алексеевич?
- Никаких резких кадровых решений не запланировано. Главное, по моему мнению, сохранить психологический климат в коллективах, уровень подготовки учащихся. И путем смены приоритетов, выстраивания общей идеологии, понимания, что главные в вузе – студент и курсант, создавать площадку для улучшения работы, привлечения молодежи, поддержки ветеранов, решения социальных вопросов.
Моя задача, как руководителя многоуровневого комплекса, чтобы коллективы профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вообще не почувствовали в период реорганизации перемен в худшую сторону.
Исполнение обязанностей ректора БГАРФ сейчас возложены на проректора по административно-правовым вопросам Сергея Михайловича Карповича. До конца марта мы должны разработать новый устав КГТУ. В дальнейшем возможны два варианта – будет ректор обособленного подразделения или начальник академии, но у вуза непременно останется свой руководитель, который будет назначаться ректором университета.
- Сокращение факультетов не планируется?
- Мое видение таково: нельзя категорически смешивать или объединять даже одноименные кафедры и одноименные должности, имеющиеся в университете и в академии. Исключение может быть сделано только, если направления работы будут срастаться естественным путем. Нужно выстраивать общую площадку, одну общую идеологию для всего университетского комплекса.
- Дипломы какого вуза получат нынешние выпускники БГАРФ и КГТУ?
- До завершения реорганизации выпускники получат дипломы с названиями тех вузов, в которых они учились. В перспективе наименование университета будет присутствовать в названии диплома. Например, окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота Калининградского государственного технического университета по программе среднего профессионального образования – техник-судоводитель. То есть мы сохраняем названия учебных заведений. Это преемственность поколений, это традиции, наша история и международные отношения.
- Росрыболовством определены сроки проведения реорганизации калининградских вузов? Когда она завершится?
- Реорганизация считается завершенной, согласно нормативным документам, после подписания генерального акта по результатам объединения всего движимого и недвижимого имущества, оформления земельных отношений и так далее. Много времени могут занять процессы оформления земельных участков в Санкт-Петербурге, переоформление парусника «Крузенштерн», принадлежащего БГАРФ. Приказом Росрыболовства определен один год на решение всех вопросов, но я не исключаю, что реорганизация продлится несколько дольше.
Источник: