«Беломорка» уже много лет почти не появляется на мурманских прилавках, притом, что рыбаки ее исправно ловят. Дело в том, что перекупщики ушли с рынка из-за новых законов и административных барьеров.
— Нужна система «Меркурий». Нужны кассовые аппараты. У нас же здесь электроэнергии нет, интернета нет, телефон берет через раз, точку надо искать. И все это способствует сокращению рыбаков и добычи, — рассказал предприниматель из Кузреки Андрей Буянов.
— В этом году можно было тонн 30-40 рыбы свободно сдать, — добавил его коллега Николай Кожин. — Рыбы полные неводы стояли. Ее просто штормами выбросило, выкинуло и все. А сдали всего около 10 тонн. Нашли покупателя уже в самом конце.
10-12 лет очень тяжело с реализацией рыбы.
Скупкой занимается один рыбзавод в Умбе. Он способен принять и переработать всего 15 тонн сельди. А сегодня на Терском берегу промыслом занимаются порядка 30 предпринимателей, которые вылавливают 600 тонн рыбы в год. Не ловить рыбаки не могут, иначе в другой раз не получат квоты. Поэтому сейчас они вынуждены сначала ловить селёдку, а потом выпускать обратно в море всё, что не удалось продать.
Промышленники попросили помощи у правительства области. В ближайшее время при участии региональной власти будут заключены договоры с «сетевиками» в рамках программы «Наша рыба».
Но даже это не решит всех проблем беломорских рыбаков. С одной стороны появятся сети сбыта. С другой стороны, сетевые магазины сегодня предлагают очень низкую цену. За килограмм сельди они платят 25 рублей. При продаже 20 тонн рыбы предприниматель получит 500 000 рублей. Ежемесячная зарплата такого рыбака после уплаты всех налогов выйдет менее 35 тысяч рублей.
— Останутся ли люди в бизнесе с такими доходами? Однозначно ответить сложно. Повысят ли цены «сетевики»? Скорее всего, нет. А значит, рыбакам и правительству стоит искать новые решения, чтобы отрасль осталась жива, — резюмировали журналисты ТВ-21.
Мурманский Вестник