Исследователи обнаружили, что в бессточных горных озерах Чукотки, где обитают эндемичные лососевые рыбы, наблюдаются плавные годовые колебания уровня воды. Максимум отмечается в августе, минимум – в конце мая, перед началом таяния снега.
Даже в самых северных озерах обнаружен интенсивный летний прогрев поверхностных слоев воды. В сентябре – начале октября эти слои остывают и опускаться вниз, что приводит к полному перемешиванию воды, даже в водоемах глубже 100 м. К началу ноября на озерах встает лед, а поверхностные слои остывают. Из-за того, что вода имеет максимальную плотность при четырех градусах, холодная вода перестает опускаться на дно. В результате зимой поверхностные воды оказываются холоднее, чем на дне.
В июне, после того как озеро вскрылось ото льда, поверхностные воды снова начинают прогреваться, плотность воды растет, и она начинает тонуть, что приводит ко второму за год перемешиванию. Такой гидрологический режим известен под названием димектического.
Выяснилось, что по уровневому и температурному режиму изолированные арктические озера Чукотки очень близки озерам Камчатки. В обоих случаях годовой цикл приводит к стабильным последовательным пикам биомассы корма сначала на дне (бентос), а затем в толще воды (планктон).
По мнению исследователей, именно стабильный, ежегодно повторяющийся димектический режим стал универсальным фактором, запустившим разделение предковой формы рыб на новые специализированные виды. Хотя изначальные виды на Чукотке и Камчатке разные, в изолированных озерах они неизменно разделяются на пары потребителей донного и планктонного корма. Это происходит потому, что молодь рыб, переходящая на внешнее питание с запозданием, вынуждена кормиться не бентосом, а планктоном.
В результате эта рыба позже созревает и начинает нереститься позже, чем бентосоядная. Так в паре новых форм возникает устойчивая репродуктивная изоляция.
Пресс-служба Кроноцкого заповедника сообщила, что обработка данных чукотской экспедиции продолжается, и ученых наверняка ждут новые открытия. Исследования реализуются при поддержке Фонда президентских грантов и автономной некоммерческой организации «Камчатский природоохранный центр «Особая территория».