Секреты успешной ловли на канале им. Москвы

Часть 3. Плотва с прикормкой и без неё

Канал – особенный водоем, и не только из-за своеобразного рельефа, переменного течения и постоянных изменений уровня воды. На первый взгляд, вообще непонятно, что рыба в нем делает. Если бы рыба просто использовала канал для перемещений между водохранилищами, то это было бы понятно, но чтобы в нем жить постоянно...

В канале даже зимой есть и окунь, и плотва, и даже лещ с судаком. Из очевидного корма в канале есть дрейссена, причем в огромных количествах. Видимо, в колониях этого моллюска находят себе обиталище и мелкие ракообразные. Мне кажется, что рыбу, особенно в летнее время, сюда привлекает именно переменное течение, которое воду постоянно перемешивает, а значит, и весь корм находится, как говорится, «на виду». А возможно, что концентрация рыбы в канале много меньше, чем в тех же водохранилищах, но она несравненно более активная. Видимо, причина в совокупности факторов. Кроме моллюсков, ракообразных, червей и личинок в канале есть и растительный корм – это нитчатые водоросли, именуемые рыболовами «зеленью». С июня и до осеннего охлаждения воды они активно растут и их молодые побеги являются одним из привычных кормов для плотвы. Мастеров ловли на эту приманку вообще встретишь редко, а на канале тем более, но они есть и ловят хорошую рыбу. Рыбалка эта ходовая и происходит приблизительно на тех же горизонтах, что и в случае окуня, то есть на свале в глубину от берега. Поскольку вода сейчас холодная, и большая часть пришлой рыбы покидает канал, то ловля на зелень в этом году уже не актуальна, но упомянуть о ней стоило.

Плотву сейчас имеет смысл ловить непосредственно около выходов канала в водохранилища. Я выбираю в это время такие места, где глубина максимально близко подходит к берегу. Если такого выраженного места поблизости нет, то стоит поискать участки с кустами подводной растительности у берега. Такие места несколько хуже, поскольку требуется более длинное удилище, чтобы достать до свала за растительностью. С другой стороны, растительность всегда привлекает не только окуня, но и плотву. Окунь здесь находит мальков-сеголетков, а плотва – личинок и червей.

К слову, о червях. В канале, а точнее на урезе воды, обитает червь, который по виду почти полная копия «подлистника», но более прочный. Думаю, что это тот же подлистник, но приспособившийся к периодическим «потопам». Рыба очень любит этого червя. Не менее хороши земляные черви, которые обитают на не затапливаемых землях около канала. Но самым лакомым для рыбы является червь, который обитает под камнями в канале. По виду он больше напоминает полупрозрачную пиявку зененовато-коричневого цвета и называется ушастый плосковик. От этой наживки не отказывается ни одна рыбы. Я даже вспоминаю случаи, когда на канале в районе Серебряного Бора, в июльскую жару, в полное бесклевье, каждый добытый червь приносил два-три окуня. Характерно, что поклевка происходила, как только червь попадал в зону прикормки мотылем. Но вернусь к плотве.
Так же как и окунь, она ищет корм около всего свала в глубину. Но в холодной воде время подхода плотвы к склону сокращается. В отличие от окуня, плотва мигрирует намного быстрее и на более длинные дистанции. Все чаще она остается в течение всего дня около нижней береговой бровки. Таким образом, получается, что пытаться ловить ее самыми короткими удилищами уже смысла нет.

Для ловли потребуются удилища 5, 7 и, что вполне вероятно, 11 метров. Многое зависит от того, каким удилищем удастся достать до нижней бровки. В незнакомом месте я беру самое длинное удилище и с помощью тяжелого глубомера промеряю глубину не только перед собой, но и обязательно по бокам. Более того, советую пройтись с глубомером на пару десятков метров в каждую сторону и посмотреть на изменение рельефа. Лучше всего, если удастся нащупать поперечную глубинную бровку. В конечном итоге я выбираю место, где глубина ближе подходит к берегу. Это не только позволяет ловить более коротким удилищем, но и рассчитывать на большую концентрацию рыбы, которая любит такие места. Здесь течение менее сильное и корм дольше задерживается.

После того как определились с местом и рельефом, оснащается одно или два удилища. Обычно два, поскольку это дает существенное расширение площади облова. И наконец реально наступает очередь штекера. Во-первых, штекер повышает мобильность при нахождении точки поклевок, которая в процессе ловли может постоянно перемещаться. Во-вторых, штекер дает возможность удерживать оснастку и приманку на точке ловли и подконтрольно проводить волочение или проплыв приманки.

Если используется маховое удилище, то оснастки я беру те же самые, что и при ловле окуня, тем более что, как правило, этих рыб ловишь параллельно. Иной случай со штекером.
Если клев более или менее активный, то оснастки я делаю такие же, что и для махового удилища, но несколько легче, примерно на полграмма. Если течение слабое, а бывают такие дни, когда «пароходов» мало и несильное течение идет в одну сторону, имеет смысл подобрать максимально легкую оснастку. Если в выбранном месте течение достаточно ощутимое, а глубина метра четыре, то это тот случай, когда от оснастки может зависеть почти все. Нужно подобрать такую оснастку, которую при полной остановке проплыва не будет выносить, то есть сильно поднимать от дна. Теоретически можно увеличивать спуск до достижения состояния, когда крючок с приманкой все-таки будет около дна, как это делается на сильном течении при сравнительно небольшой глубине. Тогда спуск может быть больше глубины и в два раза. На канале такой номер не проходит по двум причинам. Во-первых, малейшая неточность в управлении оснасткой будет приводить к зацепам и потере не только поводков. Во-вторых, очень трудно будет рассчитать траекторию прикармливания, чтобы приманка была если не на точке прикормки, то хотя бы в непосредственной близости за ней. А если учесть, что в любой момент течение может поменяться, то такой путь неприемлем. Выход только в том, чтобы конструировать оснастку, по весу соответствующую силе течения и глубине. В некоторой мере помогает увеличение веса подпаска. Я нередко при точечной ловле с удержанием оснастки использую подпаски до 0,5 г. Конечно, поклевки становятся осторожными, количество их снижается, но они есть. Увеличение веса подпаска несколько компенсируется увеличением длины поводка, вплоть до полуметра, но опять же всё хорошо, пока течение ровное и в одну сторону. Можно сделать «хитро» – отрегулировать спуск таким образом, чтобы приманка на оснастке с легким подпаском ложилась на дно только в те моменты, когда течение встает. В этом случае вы постоянно держите оснастку над точкой ловли, и когда течение стихает, а приманка опускается, происходит поклевка. При такой технике советую увеличить длину поводка до 40-50 см. Вообще, ловля на канале в любое время и любой рыбы требует постоянной активности рыболова в частой смене и спуска, и распределения огрузки, и техники проводки.

Несколько слов о прикормке. Состав, по моему мнению, не имеет какого-нибудь принципиального значения. Главное, чтобы она образовывала на дне и в придонном слое пятно, поскольку плотва берет и со дна, и выше. И обязательно нужен мотыль. Без мотыля плотва тоже подойдет к прикормке, но вот удержится ли она на ней, это большой вопрос. Более того, плотва может крутиться рядом, но поклевки будет очень редкими и осторожными. И чем вода холоднее, тем осторожнее будут поклевки.

Очень важно плотву еще и не перекормить, хотя это неправильное определение. Точнее сказать – не создать слишком большую концентрацию прикормки. Это психологически бывает трудно, учитывая, что плотва может проявиться на прикормке через два-четыре часа после первого прикармливания. Поэтому я в начале ловли бросаю 5-6 шаров, и если поклевок нет, то подбрасываю по одному шару прикормки в моменты остановки воды или раз в полчаса. Если плотва есть, то поклевка происходит почти сразу. Важно успеть поймать еще одну.