В октябре 2009 года мне впервые довелось порыбачить на озере Вселуг. Водоем покорил малолюдностью и разнообразием условий ловли. Да и рыбка поклевывала. Поэтому с тех пор Вселуг стал моим любимым местом рыбалки для выездов на 3-4 дня (на 2 дня – далековато, на 5 – можно и подальше уехать).
Коряжника на Вселуге найти не удалось, зато много подводных гряд и холмов. Их дно, как правило, каменистое, ловля классическим джигом затруднена – слишком много зацепов. Подобрать оптимальную снасть пока не удалось. Поэтому, наверное, и результаты хуже желаемых: средний дневной результат по открытой воде – две килограммовых рыбы (судак и щука поровну), плюс несколько окуней. Но при этом чувствуется, что потенциал водоема высок, просто рыбу ловить не умею.
Не знаю другого места, дающего столь наглядные примеры ложности рыболовных стереотипов. Однажды в середине осени при температуре воды + 8 вся рыба, в том числе и судаки, была поймана в траве на глубине не более 1,5 м. А на следующий год в последних числах октября почти вся щука, в том числе и крупная, набилась в мелководный залив с температурой воды + 3, и это при том, что на основном плесе вода была на 4 градуса теплее. Кстати сказать, в тот год на первый лед мой друг Миша, надеясь на «продолжение банкета», не поленился выставить пяток жерлиц. За три дня было несколько холостых «загаров» и… был пойман судак на 3 кг! В заиленном травянистом заливе, на глубине 30 см!
Увы, в последние год-два клевать стало хуже. Местные жители и вовсе забросили спиннинги. Ругают любителей троллинга, коих, и правда, немерено развелось на наших водоемах. Но вряд ли дело в этом. В нынешнем году, например, куда-то исчез окунь. Ни летом, ни осенью он не ловился толком и не бил, а ведь еще в прошлом году окуневые котлы не были редкостью. Что с окунем – перевелся или сменил манеру поведения? Если сменил – как и где его ловить? Если перевелся – почему? Не троллингисты же выловили…
На фоне явного ухудшения клева участились случаи поимки крупных, за 5 кг, щук. С кем из местных ни разговоришься, каждый хвастается трофеем на 8-9 кг. Вот и нам – впервые за все время – посчастливилось подержать в руках «крокодилицу» длиной (до кончика хвоста) 117 см. Мы, конечно, не огорчились, но где же мелкая и средняя щука?
Делать выводы рано, будем продолжать наблюдения. Ведь в первую зиму окунек ловился некрупный, трофеев за 200 г было раз-два и обчелся. Нетрудно представить нашу радость, когда на следующую зиму в тех же местах объявился окунь 200-500 г! Поэтому будем надеяться на лучшее. И очень хотелось бы узнать, что думают другие рыболовы о ситуации на наших водоемах. Правда ли, что рыбы везде становится меньше? Может быть, есть исключения из этого грустного правила? Чем в первую очередь определяется динамика рыбных запасов наших рек и озер? Мы до неприличия мало знаем об этом, пора взяться за ум. Если хотим сохранить, без знаний не обойтись.