В течение двух первых недель нового года в столичном регионе наблюдалась аномально теплая погода в основном с плюсовой температурой и осадками в виде дождя. По этой причине практически весь снег растаял, а на большинстве водоемов держался повышенный уровень воды, что в итоге привело к сходу ледового покрова на многих реках. Однако и на водоемах без течения лед не прирастал, а значительно терял свои качества под действием тепла и осадков, особенно опасным он стал в прибрежной зоне, в местах впадения притоков и над руслами затопленных рек. Поэтому на рыбалке требовались постоянное наблюдение за ситуацией и предельная осторожность при перемещениях по льду, ну а сама ловля больше напоминала обстановку последнего льда, когда рыба выходила на обширные мелководья, часто поднималась в полводы.
Каждой зимой после становления льда на водоемах непременно случаются оттепели — или продолжительные, или короткие по времени. Именно при длительных потеплениях из-за таяния снега и осадков под ледовый покров поступает много свежей воды, которая, кстати, не только очень сильно насыщена кислородом, но также имеет более низкую температуру, чем «старая» вода в водоеме. Возможно, лишь на мелководьях подо льдом водная толща остывает на столько же.
Рыба, а также ее различный живой корм, конечно, стремятся «освежиться», но все же, чтобы не получить термический шок из-за разницы температур, в массу «новой» воды сразу не заходят, а занимают некие достаточно узкие пограничные зоны, где происходит смешение водных слоев с разными свойствами. В этой ситуации возможны два варианта поведения разной рыбы — она над большой голубиной занимает некий горизонт, то есть встает в полводы, либо массово выходит на обширные мелководья. Данное обстоятельство обусловлено тем, что вода в водоемах с малой проточностью зимой имеет температуру около плюс четырех градусов — при этом вода становится наиболее плотной и тяжелой. Так что более легкая талая вода хорошо и равномерно перемешивается с водной толщей на малых глубинах, где вода имеет почти одинаковые с ней параметры, но попадая через трещины и лунки на глубинные участки, она растекается над «старой» водной толщей, почти с ней не перемешиваясь или образуя только узкую зону смешения, которую рыба не всегда охотно посещает.
Зато на мелководьях водная среда при длительных оттепелях приобретает везде одинаковые и вполне комфортные условия как для различной мелкой живности, так и для рыбы, которой тут, в условиях ограниченного пространства, и кормиться гораздо легче. Поэтому и среди зимы при сильных потеплениях, как и весной, рыболова на малых глубинах вполне может ожидать весомый улов. Однако здесь придется немало потрудиться, разыскивая стоянки рыбы, что не так просто, учитывая почти одинаковые везде рельеф дна и глубины. Но все усилия компенсируются тем, что на мелководных поливах рыба зачастую встает плотными «пятнами», и если на большинстве участков ее нет, то это дополнительно говорит о том, что где-то рыбы будет очень много. Конечно, отыскивая стоянки рыбы, а затем «разбуривая» место ловли, рыболову необходимо вести себя предельно тихо: лунки делать не близко друг к другу, не «прокачивать» их ледобуром, не очищать полностью от ледяной крошки, стараться рыбачить подальше от шумных компаний.
Итак, продолжительная оттепель в течение всех новогодних каникул, когда в водоемы поступило много талой воды, сделала весьма продуктивной рыбалку со льда на обширных мелководьях проточных прудов, озер, карьеров и водохранилищ. При этом в зонах малых глубин и вблизи берегов обнаруживались плотные смешанные скопления разной рыбы. Например, на большом пруду с плотиной между селами Лобаново и Успенское (слева от Каширского шоссе) из одной лунки можно было поочередно поймать вполне достойных по размеру окуня, плотву, пескаря, довольно часто клевали крупные караси весом до килограмма. Вся эта рыба положительно отзывалась на прикармливание и одинаково успешно ловилась и на поплавочные удочки, и на мормышку с мотылем, и на «чертика» без насадки.
А вот на другом подобном водоеме с плотиной на р. Северке, что рядом с поселком «Заря Подмосковья», кроме перечисленных выше рыб на поливах с глубиной около двух метров часто клевали крупные и средние подлещики, а также замечательные ерши весом до 100 граммов. При этом в лунках, сделанных в русловой зоне водоема, рыболовов просто изводила мелюзга не крупнее 20 граммов, годная разве что на живца.
Посещение Рузского водохранилища показало, что на разных участках этого большого водоема гораздо интереснее было рыбачить на малых глубинах, не переходя за отметку в 6 метров. Здесь удавалось попасть с блесной и мормышкой на крупного окуня и мерную плотву, тут же в отдельные дни на жерлицы хорошо брала щука. У любителей ловли леща на данном водохранилище дела складывались своеобразно. По руслу, где ощущалось приличное течение, крупную рыбу приходилось долго «высиживать», причем с неизвестным результатом. В то же время на глубинных поливах на уровне понижения дна от 6 до 10 метров отлично клевал мелкий и средний подлещик, а также густера, но большинство пойманной тут рыбы могло оказаться пораженной солитером.
На Московском море, где лед над руслом Волги был неоднороден и опасен, многие рыболовы также предпочитали рыбалку на обширных мелководьях водоема. Например, на выходе из Перетрусовского залива, где ориентиром служит о. Клинцы, и на блесну, и на мормышку почти каждый день отлично клевал окунь весом от ста граммов до килограмма, не скучали здесь и жерличники. Однако, чтобы найти стоянки достойной по размеру рыбы, требовалось немало походить по ледовым просторам и просверлить не один десяток лунок, а улов затем «сделать» буквально за час.
Не удалось толком половить рыбу со льда на Оке в районе Каширы. Здесь все время наблюдался повышенный уровень воды и усиленное течение, которое тащило много мусора, сразу повисавшего на леске. Более того, после сильных дождей накануне прошедших выходных дней вода в Оке поднялась почти на два метра и это стало причиной ледохода. Теперь река свободна от льда и здесь предстоит новый ледостав.