Крымские рыболовы со стажем, наверняка, сразу поймут двойной смысл заголовка. Тут речь пойдет об азартной, увлекательной и… ходовой ловле с колес этой рыбы семейства кефалевых на Арабатской стрелке — узкой и длинной косе в северо-восточной части полуострова Крым, состоящей в основном из ракушечного материала, отделяющей залив Сиваш от Азовского моря. Длина этой полоски суши более 100 км, ширина от 270 м до 8 км.
По большому счету, пиленгаса, дальневосточную кефаль, успешно акклиматизированную в Азовском море, можно поймать в этих местах в течение всего года. Однако настоящая и порой весьма добычливая охота за этой красноперой кефалью (этим она и отличается чисто внешне от своих собратьев по виду — крымских аборигенов — лобана, сингиля, остроноса) начинается весной, когда на Арабатской стрелке температура воздуха подбирается к плюсовой отметке в 20 градусов, а вода в мелководном Азове прогревается до + 18.
Именно с этого времени у берегов Арабатки начинают собираться первые косяки этой рыбы, подошедшие из более глубоководных районов Азовского моря. Пиленгас выходит к быстро прогревающимся береговым мелям, отыскивая корм в обильно растущих водорослях, на камнях, в иле, питаясь мелкими донными организмами. Найдя место, где много пищи, стая этой сильной и крупной рыбы, достигающей в Азове веса более 10 кг, может задержаться на нем до трех и более дней. Затем косяки пиленгаса по своим неписаным правилам откочевывают на глубину, где их уже не достать любительскими рыболовными снастями, залегают в ямы или совершают миграции в другие регионы мелководного моря.
Момента подхода пиленгаса к берегам Арабатской стрелки с нетерпением ждут опытные крымские рыболовы, которые периодически объезжают побережье, с помощью биноклей отслеживая перспективные места появления скоплений этой рыбы. Другое дело, в каком именно месте многокилометровой Арабатки это произойдет… И как долго, на каком расстоянии от берега будет проходить такое пиленгасово пиршество, при котором бешеный клев и полный садок гарантирован каждому мало-мальски сведущему рыболову.
В этом и кроется главный принцип удачной рыбалки на пиленгаса на Арабатской стрелке с весны до глубокой осени: вовремя оказаться в нужном месте и в означенный час! Впрочем, даже самая достоверная информация, полученная от проверенного жизнью надежного источника, порой может оставить вас без желанного улова. Убедился в этом на личном опыте, проведя в августе без малого трое суток на Арабатке со своим приятелем Виктором, который занимается рыбалкой на пиленгаса уже много лет.
Даже получив в Симферополе вроде бы точный сигнал от друзей о подходе рыбы и оперативно примчавшись на указанное место ловли, тем не менее, долго на нем мы не задержались, постоянно мотаясь на машине по набитым рыболовным точкам песчаной косы.
Пиленгас хорошо ловился сначала на «Бабках», затем неплохо брал в районе «24 км», хотя пик клева постоянно мигрирующей вдоль побережья рыбы в течение этих знойных августовских дней был зафиксирован на «Коневодах». Это место, расположенное на расстоянии более 50 км от ближайшего крымского села Соляное Ленинского района, ныне граничит с пограничной зоной, которая после известных событий сегодня делит природную косу на российскую часть и украинскую.
Для рыболовов, которые собираются приехать на Арабатскую стрелку впервые, поясню смысл этих, на первый взгляд, диковинных названий. Дело в том, что в большинстве своем Арабатка — удивительная степная глухомань, насквозь пронизанная сетью наезженных полевых дорог типа песчаной «гребенки», идущих параллельно друг другу вдоль побережья Азова и Сиваша. Пейзаж, за исключением всегда радующего глаз голубого моря, унылый и однообразный, без заметных ориентиров. В советское время ими служили специальные геодезические вехи, «благополучно» разобранные на металлолом в лихие времена.
Так или иначе, но косяки пиленгаса из года в год ходят вдоль побережья Арабатки по проверенным маршрутам, останавливаясь для кормежки на одних и тех же точках. Не мудрствуя лукаво, сами рыболовы-пиленгасники и придумали им народные названия, чтобы затем, двигаясь по «стрелке» за рыбой, проще на ней ориентироваться. Интересно, что названия заветных уловистых точек взяты из местной жизни и об этом, наверное, стоило бы когда-нибудь написать отдельно и более подробно. К примеру, место «Бабки» названо в память трех бабушек-вдов, долгое время живших здесь в убогой мазанке на месте рыболовецкого стана… Останки этого классического для степного Крыма жилища и сегодня являются четким ориентиром для рыболовов.
Однако, как говорится, вернемся к нашим «баранам», вернее, к самой рыбалке. Как и подавляющее большинство других рыболовов, мы с Виктором ловили пиленгаса с помощью специальных морских (4, 5 м) и карповых (3,90 м) дальнобойных удилищ с тестом до 150 граммов, оснащенных вместительными безынерционными катушками (до 200 м лески) с хорошими тяговыми характеристиками и надежными фрикционами. В качестве основной использовали светлую леску диаметром 0,22-0,3 мм с обязательным для ловли этой рыбы цветным 7-8-метровым шок-лидером из лески 0,5 мм.
Дело в том, что, попавшись на крючок, даже солидный пиленгас в 2-3 кг и больше при вываживании идет к берегу достаточно спокойно, оказывая отчаянное сопротивление лишь при подходе к мелководью у берега. Однако при этом красноперую кефаль вовсе не стоит пытаться «выкачивать», как при ловле того же карпа, что чревато неизбежным сходом или вовсе поломкой удилища. Как правило, не принято в Крыму пользоваться на такой рыбалке и подсаком. Опытные крымские рыболовы действуют иначе, быстро подматывая основную леску (вот для чего нужны именно тяговые катушки), а затем, дождавшись захода на «тюльпан» удилища первых метров прочного шок-лидера, определив его издалека по цвету, не церемонясь, буквально выволакивают живую «торпеду» по влажному песку на берег. Для ловли пиленгаса применяли мы и проверенную годами в Азовском, да и в Черном морях специальную оснастку. В виде отрезка лески длиной в 1-5 м, диаметром 0,5 мм, с грузом от 70 до 120 г в форме «ракеты» с лопастями на одном конце и карабином с вертлюжком на другом. Главной составляющей такой оснастки являются два поводка (можно и больше), размещенные на ней на расстоянии 20 см друг от друга, длиной 10-15 см, из достаточно толстой лески под стать самой «ставке» с крупными крючками с длинным цевьем, №№7-9, на котором смонтированы пенопластовые поплавочки в виде цилиндриков, окрашенные, как правило, в оранжевые или красные цвета. Иногда хорошему клеву способствует и комбинация этих, почему-то привлекающих пиленгаса цветов с другими, например, с желтым или зеленым. Такой монтаж способствует дальнему забросу благодаря хорошей аэродинамике груза, который при всей своей зацепистости за песчаное дно легко от него отрывается, а благодаря крючкам-поплавкам обеспечивает плавучесть приманки в толще воды.
Сама же наживка на пиленгаса на Арабатке одна-единственная: морской червь — нереис. Все разговоры о возможном успешном лове этой рыбы на искусственный аналог лиманного червя или другие приманки, ту же местную креветку, как говорится, ложь и провокация… В принципе, нереиса можно добыть прямо на месте, часами копаясь в иле брошенных песчаных карьеров, можно попытаться приобрести лиманного червя у местных рыболовов, которые знают другие заветные места его добычи. Однако легче всего купить деликатную наживку в рыболовных магазинах Феодосии или в том же Симферополе. Правда, в этом случае такая наживка становится поистине «золотой», под стать цене свежего пиленгаса на рынке. Например, в крымской столице порция нереиса в 50 штук тянет на 180 руб., а при хорошем клеве с паузами и атаками на крючки азовской хамсы на одного рыболова нужно иметь не менее сотни штук лиманного червя.
Увы, за эту трехдневную рыбалку мне лично так и не удалось вкусить всех прелестей азартного клева пиленгаса. Несмотря на большой опыт и наличие информации от друзей-приятелей, мой напарник, попросту говоря, промахнулся и с местом, и со временем. В результате, в первый день, приехав в район «Бабок», мы обнаружили скопление рыболовов и полное отсутствие рыбы, которая уверенно брала здесь еще накануне. Затем, услышав весть о том, что клев пиленгаса начался ближе к Соляному, отмотали 15-20 км туда, где, собственно, и поймали в течение двух суток все свои трофеи — двух лобанчиков под 1,5 кг и такого же красноперого «собрата».
И лишь на третьи сутки, опять-таки, получив «наводку» из мчавшейся по «гребенке» машины, двинулись по «стрелке» в обратную сторону, в район «Коневодов», где, как оказалось, неуловимый для нас пиленгас хорошо клевал в течение всего предыдущего дня. Причем небольшой, до 1 кг, брал практически у берега, в 15-20 метрах, а чтобы поймать крупного (2 кг и больше), надо было бросать тяжелые оснастки на предельные дистанции, за 100 и более метров, с так называемым заходом в море по мелководью на 50-60 метров. Увы, таких мест у берега на этом побережье Арабатки всего ничего, а значит, с солидным уловом повезло не всем… Тем не менее, я уезжал с первой для себя рыбалки на пиленгаса на Арабатской стрелке только с одной мыслью — вернуться сюда еще и еще раз, чтобы проверить приобретенные знания и сноровку по ловле этой красивой и сильной рыбы на практике. И уж точно, не сидеть на одном месте, следуя за ней… по «стрелке»!