Вычерпанных избранными обладателями «шуршавчиков», погонщиками рыболовного успеха и удачи.
Наверное, и мне тоже не следует поправлять нимб над головой.
Это всего лишь шляпа, нахлобученная на такую же грешную голову.
Достаточно полистать записные книжки, чтобы моя святость испарилась навсегда.
Открою, например, записную книжку, датированную 1985 годом.
Река Кубань вблизи г. Кропоткин, конец августа.
Вода спала до первой бровки, просветляется.
Подсохшая корка ила держит вес человека.
Глубина – в метре от вновь образованного берега – превышает три метра. Сомы привычно перемещаются вдоль бровки в поисках пищи. Сейчас они наиболее досягаемы для рыболова, ловящего рыбу с берега. К вечеру рюкзак набит сомятами доверху. Рыба выпотрошена, переложена крапивой.
Вся рыба поймана одной поплавочной удочкой. Наживка устанавливалась в 30 сантиметрах от дна. На контрольную донку не было ни одной поклевки. Утром наблюдал возвращение крупных сомов на дневные стоянки после ночной охоты. Сомы грели белые брюшки в лучах восходящего солнца. Удивительное зрелище
Подобное явление ранее не наблюдал. Интересно, конечно, но бесполезно для практики: ни один крупный сом днем не клюнул.
Листаю записную книжку, датированную 1986 годом. Июль. Засилье саранчи. Иду вдоль пшеничного поля. За каждый колос прячется от меня саранча. Молниеносная хватка – саранча шевелится в ладони. Набрал в деревянный пенал штук двести этих насекомых. Голову саранчи сдавливаю пальцами, лишая подвижности. На крючки донки нанизываю до пяти штук крылатых наживок.
Место ловли – впечатляет. Есть на Кубани такое местечко, называемое Раздеры. Здесь река Кубань разделяется на два потока. Один из них, где я рыбачу, называется река Протока. Река проложила себе русло в ракушечнике. Изобилует глубинами, закоряженными ямами.
Сомов в реке много, а в низовьях наблюдал с товарищем монстров размером с лодку. Донка установлена – колокольчик молчит… Устанавливаю и поплавочную удочку. Как обычно, наживу ставлю вблизи дна. Три саранчи на крючке. Поклевок нет и на удочку. День, наверное, не клевый.
Читайте материал "Усач: любитель ночи и сумерек"
И вдруг … дзинькнул колокольчик донки. Снимаю с крючка соменка размером по локоть. Слышу трещотку катушки. Поплавочная удочка «заработала» … Борюсь с крупной рыбой, пытающейся уйти в закоряженную яму. Обод катушки «обжигает» пальцы, вращается; леса стремительно движется к поверхности из глубины и … сом, размером со столешницу кухонного стола, делает молниеносную двухметровую свечку над водой, напролом устремляется к спасительной яме.
Непроизвольно зажимаю левой рукой катушку, пытаясь силой преодолеть силу. Леса лопается … Диаметром 0,8 миллиметра! На донку в этот день было поймано 11 сомят. Первый соменок оказался самым «крупным».
Думаю, читатель понял, что примеров в моих записных книжках много. Я давно заболел ловлей трофейной рыбы. С нею борешься на равных! И не донками. Пролистал записные книжки, а случаев поимки трофейного сома донкой набралось всего три. Как правило, все трофейные сомы пойманы, когда наживка находилась вблизи дна или вполводы. Кстати, на этом принципе основаны способы ловли крупного сома береговушками на реках Юга России и чоблоками на реке Урал.
Чоблоки – местное название береговушек. Снасти эти наипростейшие. Гибкая свежесрезанная палка, капроновый шнур зеленого цвета диаметром до 3-х мм., крючок № 30 по отечественной классификации и грузило весом около 50 гр., зажимаемое на шнуре сантиметрах в 30–40 от крючка – это береговушка.
Устанавливается береговушка на противоположном от закоряженной ямы берегу, на мелководье с глубинами 1,5–2,0 метра, вблизи залитых водой трав и кустов. Именно сюда сом выходит из ямы на ночную охоту.
Читайте материал "Встреча с медведем не всегда опасна"
Лучшая наживка – подвяленный сазанчик. Хорошая – два-три сиреневых бражника (зеленые гусеницы с рогом), законсервированные в соляном растворе. Удовлетворительная – 2–4 выползка, нанизанные на крючок комком размером с кулак.
Не брезгует сом и карасиком. Для наживки карасика достаточно припаять к основному крючку дополнительный (№ 5–7). Крючок паяется сбоку, ближе к колечку. Опыт – дело наживное!