Весенняя охота во все времена подвергалась критике, и главной причиной ее было поведение охотников. Увы, для некоторой части из них поездка на весеннюю охоту это прежде всего активный отдых с ружьем, а значит, стрельба влет по пролетающим уткам и куликам, а нередко и по неохотничьим птицам — дроздам, скворцам и чайкам. И грешат этим не только молодые охотники. «Как это — быть на охоте и не пострелять из нового ружья?» — вопрошают они. Вот и стреляют кто по мишеням, кто по бутылкам.
[mkref=1730]
Я был свидетелем, когда такие горе-охотники, посаженные организатором охоты в шалаш с хорошей подсадной уткой и чучелами, уже через полчаса выходили из укрытия и начинали бродить по разливам, упражняясь в стрельбе по стайкам уток и чаек. Они просто не понимали красоты охоты с подсадной и заявляли, что стрелять сидячих селезней неспортивно.
В некоторых хозяйствах с дозволения администрации практикуется высадка одной подсадной на 5-6 охотников, которые стреляют влет, как на открытии осенней охоты. На мое возмущение этим фактом директор одного из хозяйств ответил — селезня хорошо видно и отличить его от утки в полете несложно. Когда же на пирсе выложили добычу, оказалось, что селезней было лишь чуть больше уток. В начале 90-х годов я беседовал на эту тему с известным охотоведом, доктором биологических наук Ярославом Сергеевичем Русановым. Уже тогда он сказал мне следующее: «Сергей, я всегда был сторонником, почитателем и защитником весенней охоты. Но в последние годы насмотрелся такого, что, боюсь, ее нужно будет закрывать».
Почти год один охотничий телеканал крутит фильм «Весенняя охота в Казахстане». Солидные дяди с пятизарядными полуавтоматами, высадив подсадную и чучела, стреляют только влет и преимущественно по стаям. Вот летит тройка чирков — очередь, и все они падают. Трудно предположить, что все эти птицы — самцы. А потом перед камерой красуются связки красавцев селезней. Думается, добытых уточек отложили в сторону.
Конечно, такие «художественные» произведения очерняют правильную весеннюю охоту, которую воспевали когда-то в своих произведениях Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Ю.Ю. Смельницкий, В.В. Бианки и которую сохранить мы просто обязаны.
Поэтому сегодня мы поговорим с вами об этике весенней охоты и обсудим разные ее виды — кроме охоты на гусей (это отдельная тема). Начнем с истории.
НА СЕЛЕЗНЕЙ С ПОДСАДНОЙ
Охота с подсадной уткой в России известна с конца XIX века. Довольно долгое время это была в основном промысловая охота, и распространена она была большей частью по долинам крупных и средних рек. При водяных мельницах крестьяне содержали беспородных («дворовых») домашних уток, происходящих от дикой кряквы. Проблем с их кормлением не было: утки питались отходами обмолота зерна. Л.П. Сабанеев писал, что центром зарождения подсадной утки была Тула, но еще более эта охота была развита в Пензенской губернии, где охотник-промышленник зарабатывал за весну до 100 рублей, а за хороших подсадных уток «платили по золотому».
[mkref=1731]
Весенняя охота в те времена не была регламентирована. Первые серьезные ограничения были введены «Правилами об охоте» 1895 г. при императоре Николае II. В большинстве губерний охота допускалась только на селезней и была установлена ее продолжительность — с прилета до 1-го мая (по ст. стилю). В советское время первые новые правила охоты фактически подтверждали это. Старейший охотник Ю.Ю. Камеррер в интервью для «Российской охотничьей газеты» вспоминал: «В довоенные годы весеннюю охоту открывали с прилета дичи и на один месяц. Фиксированных дат не было. Все определялось ходом весны и фенологическими явлениями. Учитывали сообщения с мест егерей о прилете птиц. Например, если весна ранняя, то издавалось распоряжение об открытии охоты с 4 апреля. В этом случае закрытие охоты устанавливали 3 мая. Год от года сроки менялись, но общая продолжительность в один месяц сохранялась». Попытки противников весенней охоты полностью ее закрыть предпринимались не раз. Даже в далеком 1929 году ее умудрились запретить практически повсеместно, однако массовые обращения охотников и неподчинение запретам на местах вынудили вновь ее открыть уже следующей весной 1930 года.
В конце 50-х годов вновь появились сторонники запретов, но дискуссия, развернувшаяся на страницах единственного в то время охотничьего журнала, позволила сторонникам весенней охоты одержать полную победу.
Сейчас при рассмотрении новых правил вновь слышатся призывы к ограничению этой охоты. А причины все те же — отсутствие знаний и охотничьей этики у некоторых охотников, а также давление европейских стран.
Доказано, что отстрел некоторого количества селезней из популяции существенно не влияет на репродуктивный потенциал утиного поголовья. А значит, при проведении весенней охоты главное — не допустить отстрела самок и максимально снизить фактор беспокойства в угодьях. Это может быть достигнуто только жесткой регламентацией этой охоты.
Если к подсадной в сумерках подсаживается стайка уток и нет уверенности, где самец, а где самка, лучше вообще воздержаться от выстрела. Опытные охотники отличат селезня по более светлой окраске, по издаваемым звукам, а также брачному поведению. Если подсевшая группа плывет в одном направлении, то первой обычно следует самка, а за ней самцы. Но бывает так, что подсаживается и несколько пар сразу. Вообще в условиях плохой видимости, особенно если утки сели в траву, залитую водой, лучше вообще не стрелять, так как при выстреле по селезню можно не заметить находящуюся поблизости утку.
В последние годы я решил вообще не стрелять по селезню, подсевшему в паре с уткой, даже если та достаточно далеко от своего супруга. Я не призываю делать это всем охотникам, это мое личное правило. Понятно, что утка, оставшись одна, довольно быстро может найти себе пару, но я знаю и научные работы, доказывающие, что некоторые пары формируются еще на зимовках, эти пары прочные и успешность гнездования их очень высока. Да и с точки зрения этики весенней охоты разбивать пару в это прекрасное время года просто не хочется.
А вот одиночным селезням спуску не даю! Кстати, определение возраста добытых селезней показало, что в начале сезона в парах наиболее часто встречаются старые селезни, а среди холостых — в основном молодежь прошлого года. Ближе к концу охоты, когда утки уже сели на гнезда, доля тех и других выравнивается.
НА ТОКАХ
Охоты на токующих глухарей и тетеревов также исконно русские. Они сохранились сейчас только в России и Белоруссии и, как исключение, в Австрии. Традициями этих охот надо дорожить и бережно их сохранять. Царский закон ограничивал охоту на токах 15 мая, то есть 28 мая по новому стилю. Фактически стрелять весенних петухов можно было весь период токов.
[mkref=1732]
В советское время в начале сезон охоты на токах длился месяц, затем 10 дней, причем многие годы эту охоту разрешали только в организованных охотничьих хозяйствах и только в сопровождении егеря. На севере России получить разрешение на глухаря было проще. К сожалению, многие местные охотники занимались в буквальном смысле слова заготовкой глухарей на токах. Не могу понять, что ими двигало, но и сейчас некоторые местные, открыв новые тока, также стараются уничтожить весь ток, до последнего глухаря. Из рассказов охотников, регулярно охотящихся на севере, запомнились два случая. Первый, это когда на севере Архангельской области был найден ток из 11 глухарей и его решили не трогать, а плыть по речке дальше, к проверенному еще большему токовищу. К сожалению, наши охотники имели неосторожность рассказать о нем местным знакомым. Через несколько дней, возвращаясь, увидели на берегу свежее кострище, вокруг которого были воткнуты в землю палочки, на которых были нанизаны головы 11 глухарей. Ток был уничтожен. Думаю, таких стрелков-заготовителей трудно назвать охотниками.
Грамотные охотники, имеющие свой «персональный» ток, могут сберегать его десятилетиями. В одном из своих последних интервью «РОГ» известный орнитолог В.Е. Флинт на мой вопрос: «Как вы считаете, какой процент самцов глухарей можно брать с одного тока?», ответил так: «Ни о каких процентах речи быть не может. Надо смотреть на сам ток, его численность, структуру и расположение. При грамотной охоте можно охотиться каждый год без ущерба для тока. Последние годы мы ежегодно ездили в Нелидовский район Тверской области. Там нам отвели свой ток. Охотились на нем только мы, брали по 2–4 петуха ежегодно в течение 10 лет. Егеря учет на току не проводили, доверяя нам. Мы этот ток берегли. Ежегодно я записывал количество токующих птиц и передавал эти записи егерям. Отмечал, что токовало 10–12 петухов. А потом старший егерь решил проверить наши данные и послал на ток своих работников.
Было обнаружено, что на этом току не 12 глухарей, как было отмечено в моей рапортичке, а более 20. После этого они буквально навалились на этот ток, в результате он был разбит почти полностью».
Правила охоты на глухариных токах просты: не жадничать, не стрелять дальше 35 метров, не использовать дробь крупнее нуля.
Необходимо помнить, что глухарки гнездятся неподалеку от токовища, и во время токов многие уже имеют гнезда. А потому нельзя долго бродить по токовищу, а охотничий бивуак располагать не ближе полукилометра от тока.
НА ТЯГЕ
Стрельба вальдшнепов на тяге — старинная русская охота. Она появилась на Руси, очевидно, вместе с ружейной охотой с использованием легавых собак в начале XVIII века.
Царскими правилами об охоте (1895 г.) уже запрещалась весенняя охота на вальдшнепа из-под легавых собак, но разрешалась охота на вечерней и утренней тяге. Охотиться можно было с прилета и до 1 июня (по ст. стилю).
Даже в 70-е годы охотиться на тяге в течение 10 дней разрешали почти повсеместно, а Типовые правила охоты 1986 г. разрешали и использование на ней подружейных собак для подбора подранков и сбитых вальдшнепов.
[mkref=1733]
Поговорим об этике этой охоты. Как тянет в пробуждающийся после зимнего сна весенний лес после долгой, нудной зимы, после длительного охотничьего межсезонья! Многие охотники ездят на тягу всего один-два раза за короткий период весенней охоты. Главное для них — постоять в весеннем вечернем лесу, послушать голоса прилетевших птиц, ощутить чарующий запах талой земли и набухающих почек деревьев, попить березового сока, но и, конечно же, увидеть вальдшнепа и при удаче добыть его.
В Подмосковье, особенно в первые два дня охоты, часто приходится наблюдать такую картину: буквально каждая поляна в лесу занята охотниками. Если есть подъезды, то у каждой вырубки стоит машина. Если все же вам удалось найти уединенную полянку, не исключено, что ближе к сумеркам на нее могут прийти другие охотники. Бывает, что это шумная компания не прекращает разговоры и во время самой тяги. Какое уж тут созерцание прелести весеннего вечера?! Особенно неприятно, когда, услышав вальдшнепа и изготовившись к выстрелу, вы становитесь лишь свидетелем меткого выстрела соседа-незнакомца. Поэтому одно из правил охоты на тяге — если видишь, что место занято, ищи другое. Для этого желательно приходить в лес пораньше, за полчаса до захода солнца. Минимальная дистанция, на которую надо отойти от другого охотника — 300 метров.
Никогда не оставляйте на месте охоты стреляных гильз — они тоже могут привлечь внимание охотников. Вообще же надо взять за правило — место охоты надо менять каждый вечер, особенно после удачных охот. Дело в том, что вальдшнепы довольно консервативны в выборе своих маршрутов и новые птицы заменяют отстрелянных не сразу.
Недопустимо стрелять дальше 35–40 метров и использовать дробь крупнее «семерки». Выбор места для этой охоты во многом зависит от того, есть ли у вас подружейная собака. Если вы охотитесь без нее, нельзя становиться на заросших вырубках или поблизости от густого ельника, где сбитых птиц в сумерках будет найти непросто. За вальдшнепом, по которому вы «пропуделяли», надо внимательно следить: бывает, что он, пролетев несколько десятков метров, замертво падает. Сколько вальдшнепов так погибает, не замеченных охотниками! На тяге категорически нельзя стрелять по другим птицам. Я был свидетелем, как на тяге стреляли по летящим на ток тетеревам и убивали тетерок.
[mkref=1734]
Нередко, особенно если вы берете с собой на тягу собаку, при подходе к месту охоты можно поднять вальдшнепа с земли. Никогда не стреляйте таких птиц, тем более что в разгар весенней охоты большинство самок уже сидят на гнездах! Многочисленные сообщения охотников о находке вальдшнепиных гнезд в апреле во время сезона охоты подтверждают это. Достоверно установлено, что основная масса гнезд располагается в лучших местах тяги и чаще всего не далее 100 м от вырубки, просеки или другого открытого места.
Сотрудниками научной группы «Вальдшнеп» прослежена судьба 42 кладок вальдшнепа, найденных в ходе поисков гнезд с подружейными собаками, либо обнаруженных егерями и охотниками. Этот кулик чаще других бросает гнездо сразу же после первого вспугивания. При повторном посещении 50% гнезд оказывались брошенными. Поэтому желательно поменьше бродить по лесу. Лучше, выбрав место, постоять полчаса в ожидании тяги. Пожилым охотникам порекомендую брать на тягу раскладной стульчик. Собаки не должны безнадзорно бегать по лесу в то время, когда вы стоите на тяге.
Мне не понятно, почему во многих областях охоту на тяге разрешают с 18 часов, ведь даже в начале апреля вальдшнепы не начинают тянуть ранее четверти девятого. Чтобы дисциплинировать охотников, желательно ввести в практику обязанность идти на тягу только с зачехленным ружьем, собирая его непосредственно на месте охоты.