Солидарен с авторами. Сам все эти годы выступал в охотничьих СМИ по этим проблемам. С кем-то спорил, с кем-то соглашался. Из этой дискуссии вынес одну «величайшую» мысль – считайте, на «уровне открытия». Если бы власти действительно хотели вывести охоту и охотничье хозяйство из кризиса, то им было достаточно внимательно изучить предложения ученых, биологов-охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, рядовых охотников, и они получили бы продуманное охотничье законодательство и готовую программу его реформирования. Но, увы! Все здравые предложения ушли как вода в песок. Нас убеждали, что без наличия закона «Об охоте…» реформа никак не получится. И вот узнаем: группой в составе 57 депутатов ГД и одного члена Совета Федерации вносится проект закона «Об охоте…» № 66299-5, принятый 04.07.2008 г. в первом чтении. Наконец-то свершилось! СМИ стали известны варианты редакций проектов закона «Об охоте» – январского, февральского и мартовского «разлива» 2009 г, подготовленные рабочей группой при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию. Но вдруг 18.06.2009 г. на сайте вышеназванного Комитета появляется законопроект «Об охоте…» № 66299-5, подготовленный ко второму чтению, не имеющий ничего общего с вариантами январско-мартовского содержания. В последующем он с космической скоростью «проскочил» второе (15.07.2009 г.) и третье (17.07.2009 г.) чтение, а 18.07.2009 г. (суббота) был одобрен Советом Федерации. Складывается впечатление, что Совет Федерации сидел и ждал законопроект. И уже 24.07.2009 г. Президент РФ подписал закон «Об охоте…» № 66299-5.
Эта «картина маслом» невольно наводит на мысль, что закон срочно кому-то понадобился. В нем депутаты и словом не обмолвились об общественных охотничьих организациях и интересы рядовых охотников вынесли за скобки, а это только подтверждает мнение широкой охотничьей общественности, что главная цель думского большинства – коммерциализация и пресловутая «прихватизация» охотничьих угодий и вывод этого процесса из-под общественного контроля. Оценку этому закону дали в своей статье «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» («Охота и охотничье хозяйство» № 1, 2010) известные читателям «РОГ» Н. Краев и С. Матвейчук: «Общий социальный ущерб от введения в действие заведомо недееспособного и, более того, деструктивного закона «Об охоте…» значительно превысит возможные положительные эффекты немногих содержащихся в нем конструктивных норм». Охота и охотничье хозяйство были «задвинуты» в МПР (конечно, не лучший вариант, но все же лучше, чем Минсельхоз), хотя мы надеялись на создание самостоятельного республиканского ведомства с отдельной строкой в бюджете РФ. И вот все взоры с надеждой обратились на министра МПР Ю. Трутнева. Как же – охотник! Но, не дождавшись положительных сиюминутных решений, в адрес МПР мы стали метать громы и молнии. Всех шокировала издевательская процедура при получении госохотбилета и разрешения на охоту. По поводу билета обратимся к ст. 21 ч. 1, где говорится, что охотбилет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью, не имеющим непогашенной или неснятой судимости. А по поводу разрешения на добычу – к ст. 30 «Содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов». В разрешении требуется указать сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами «а», «г», «д», «е», «ж» пункта 6 части 2 ст. 37. Что ж, заглянем в эти документы и увидим все те же требования указать:
а) фамилия, имя, отчество;
г) данные основного документа, удостоверяющего личность;
д) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом;
е) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим индивидуальным предпринимателем;
ж) дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер...
Ну и как все это смотрится на фоне разговоров о борьбе с чиновничьей бюрократией и излишней писаниной? А с учетом того, что наш XXI век – век компьютерных технологий?
А. Шигарев предлагает охрану животного мира возложить на милицию (полицию). Идея хорошая. Но она потребует введения дополнительных штатов. А Р. Нургалиев уже доложил, что в 2011 г. в МВД грядут сокращения. Наши власти нацелены на жесткую экономию денег. Правда, та «экономия», какую продемонстрировал спикер Госдумы Б. Грызлов, сократив ее штат обслуги на 78 человек, вызывает, мягко говоря, улыбку. Аппарат сократился, а финансирование на него возросло. Если в 2010 г. на его содержание истрачено 5,256 млрд рублей, то на 2011 г. запланировано 5,45 млрд рублей. В законе «Об охоте…» предусмотрено разделение полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Этому посвящена Глава 6 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (статьи 32–35). Законом субъектам РФ переданы и функции охотничьего контроля, надзора и проведения биотехнии на территориях, им подведомственных. На осуществление переданных полномочий выделяются субвенции, т.е. средства из бюджета РФ. Так что министр Ю. Трутнев не имеет права вмешиваться в деятельность субъекта РФ и выходить за рамки закона. Если он себе это позволит, то надзорные органы в лице Генпрокуратуры и Минюста его поправят. Все наши претензии надо предъявлять к администрации субъекта. Это всем доказал случай, произошедший в Ивановской области, где губернатор своим указом отобрал угодья у областного общества охотников. И это только один из ряда вон выходящих случаев. А их сотни. Вот и «лезем» мы с обидами и вопросами к Ю. Трутневу. Также мы ставим ему в укор, что он медленно разрабатывает поправки в закон «Об охоте…». А ведь Ю. Трутнев лично обещал! Мы это помним. Что на это можно сказать? Приведу в пример «Лесной кодекс». Кто только не говорил о его несовершенстве, о заложенной в него коррупционной составляющей! Даже В. Путин (будучи еще президентом). Критику кодекса продолжил и президент Д. Медведев. А воз и ныне там. И будоражит этот кодекс страну с 2006 года! Причина банальна: неповоротливость, а может быть, и нежелание наших думцев подчищать свои недоработки. Хочется надеяться, что руководители «Росохотрыболовсоюза», ВОО, «Динамо» подключатся к этому процессу и окажут посильную помощь Ю.Трутневу, чтобы донести до Госдумы чаяния миллионов российских охотников, так как в одиночку министру непросто раскачать заржавевшую телегу. И ему на все это надо дать время. Тем более сейчас, когда у Думы выборы на носу.
Положительным в деятельности Ю.Трутнева считаю то, что он не мыслит реформирование охоты и охотничьего хозяйства без участия широких масс охотников, а также тот факт, что разработку проекта приказа об обмене (получении) госохотбилета он перенес на 01.07.2011 г., тем самым избавив от головной боли законопослушных охотников в преддверии открытия летней охоты. Теперь можно не спешить.
Принятием закона «Об охоте…» депутаты Госдумы похоронили наши надежды на доступную любительскую охоту и традиционное ведение охотничьего хозяйства России. Эта отрасль сегодня выглядит примерно так, как организация охраны аэропортов и вокзалов от террористов: отвечающих много, а конкретно – никого.