Белое безмолвие

Для настоящего охотника охота начинается сразу за околицей. М. Пришвин

 

Очень люблю зимние засидки на зайцев. Красота зимнего леса надолго остается в памяти. Особенно нравится сидеть при луне, когда все поле залито мертвенно бледным сиянием. Чего только не увидишь ночью в тишине! Изучить по-настоящему повадки зверей без наблюдения за ними ночью невозможно. Вот уж, кажется, много лет прошло с первых засидок, а некоторые из них хорошо помню в подробностях до сих пор.
Помню, как в феврале при перемене погоды (пошел дождь) я возвращался во второй половине ночи домой в обледенелой одежде, гремя и блестя «доспехами», словно средневековый рыцарь; как на голову садилась ночная разбойница сова; как злился горностай, когда получил легкий пинок ногой за слишком долгое изучение моего валенка; как пошел по ледку карьерчика, желая спрямить путь, а лед не выдержал, и я провалился... Тогда меня спасло мое длинное МЦ21-12, которое я дважды кидал перед собой на лед для опоры. Выбрался по плечи мокрый в 18-градусный мороз и быстро, с пробежками, пошагал к дому, позвякивая сосульками. Ну а дома, конечно, горячий чай с клюквой... Помню, как в белом балахоне, в 3 часа ночи, в деревенском переулке повстречал женщину, которая возвращалась домой со скотного двора, и напугал ее. Пришлось успокаивать, приговаривая: «Не бойтесь, я охотник, иду с поля». Еще помню, как однажды попал в облаву милиции, устроенную для воров, проникших на совхозный склад пиломатериалов. Меня быстро отпустили – поверили, что я здесь подкарауливаю зайцев. Пришлось быстро сменить дислокацию и перейти на противоположную сторону поля. А как-то, возвращаясь с засидки и идя вдоль железнодорожного полотна, я попал в западню одного вредного егеря. Путевку я тогда с собой не взял в твердом расчете на то, что ночью она не понадобится (за много лет мне ни разу не пришлось ее кому-либо предъявлять). Помнится, тогда я сделал настоящую заячью «двойку»: вернулся назад, по своему же следу, до первой платформы, вскочил в поезд, идущий в противоположную сторону, доехал до первой станции, там сошел и сел в электричку, идущую в сторону моего дома. И уже из ее окна с облегчением смотрел на бригаду егерей, перегородивших мой пеший путь (обойти их незаметно было невозможно). Наконец, хорошо помню, как однажды ночью подкараулил и взял сначала одного русака, затем второго, с того же места, а после – удача прямо сама шла в руки! – дождался еще и лису и положил ее.
Охота на засидках хороша тем, что нет необходимости держать охотничьих собак, согласовывать время выхода с товарищами, предусматривать наличие транспорта, охотбаз, лодок, чучел, флажков и т.д. Здесь главные реквизиты – ружье, белый маскхалат, стульчик, охотничий прожектор, полушубок и валенки. А некоторые уже обзавелись и практичной трехслойной охотничьей одеждой. Охота, естественно, проводится глубокой осенью и зимой. Строгая привязка к какому-либо месяцу необязательна. Ноябрь и декабрь хороши тем, что зверь не обстрелян и его еще много. В феврале у зайцев начинается гон, они больше передвигаются, и вероятность их перевидеть возрастает.
Где же караулить русаков? Старые руководства, например Л. Сабанеева, советуют караулить их у гумна. Но где теперь найти гумно? Нужны новые подходы. Любят русаки пожировать на вытаявших озимях, а во второй половине зимы поселиться в полыни. «Топчут» они также и бывшие капустные поля. Но это вовсе не означает, что можно садиться в любом месте поля. Желательно его обследовать и найти места, где русаки проходят наиболее часто. Как правило, это перекрестки полевых дорог (особенно с глубокими кюветами), мелиоративные канавы, лесопосадки, овражки, валы с полынью. Вот здесь-то и надо присматривать конкретные места засидок с удобными секторами обстрела и естественными укрытиями. Собираясь на засидку, надо знать условия освещенности – фазы луны. В новолуние темно, поэтому наиболее эффективной будет только стрельба с охотничьим прожектором (галогеновой фарой 6 V 15W). В первую четверть луна светит с вечера, в полнолуние – в полночь, в последнюю четверть – под утро. Прицеливание при ночном светиле облегчается лазерным указателем или светодиодом на мушке. Сейчас появилось много и других устройств и приспособлений для облегчения стрельбы в темноте. Самые дорогие устройства – ночные прицелы. Главное, чтобы эти устройства были удобны для мгновенной стрельбы по быстро перемещающемуся зверю. Натирание прицельной планки мелом, приклеивание к ней белых полосок, установка фосфоресцирующих мушек менее эффективны: при быстрой стрельбе по подвижному зверю глаз не успевает их различить.
Вспомню некоторые охоты на засидках.
Напрасно зайца считают трусишкой. Чего стоит одна его выдержка! Много раз заяц сам себя спасал тем, что крепко сидел в своем укрытии. Рядом топтался охотник, пытаясь поднять его с лежки, а он не торопился. Однажды я пытался«поднять» зайца из-под нагромождения бетонных плит. Не тут-то было! Не помогали ни свист, ни хлопанье в ладоши. Вскочил он только после того, как одна из плит глухо звякнула от моего топтания.
Мне приходилось сталкиваться со многими хитростями и приемами зайцев на охоте. Вот сижу я как-то ночью на засидке на лису. Ночь темная. Новолуние. Передо мной бежит река шириной около 30 метров. Она не замерзла, льда нет. Настроение, как всегда на засидке, прекрасное. Сидеть хорошо – тепло. Вдруг на противоположном берегу замечаю какое-то шевеление. Но видно очень плохо. Кто это? Лиса? Собака? Заяц? Норка? Тянусь потихоньку к биноклю, лежащему на рюкзаке позади себя. Всматриваюсь – русак. Но поведение какое-то странное. Сделав 5–6 прыжков вдоль берега, он пытается спуститься к воде. Что ему надо? Пить, что ли, хочет? Вдруг с противоположного берега кто-то бросается в реку. Ночную тишину взрывает всплеск и шлепанье лап по воде. Да это же мой русак бросился в воду и плывет прямо ко мне! Вот это номер! Такого трюка я от него не ожидал. Ладно бы, спасался от погони, но он добровольно – в феврале! – бросился в ледяную воду. От изумления я встал, а русак спокойно «промолотил» лапками «по-собачьи», вылез на мой берег и растворился в рыжей траве. Мне даже показалось, что он отряхнулся, как собака. Я опять сел на свой складной стульчик.
Пережитое событие стало новым отсчетом времени на засидке. Часа через полтора заяц внезапно нарисовался на фоне гребня снега в том же месте, где выбрался из реки. Не делая резких движений, я поднял свое любимое ИЖ-27, включил светодиод на мушке, подвел его под силуэт «моржа» и нажал на спуск. Силуэт исчез. Перезарядив ружье, подошел к берегу. Зайца нигде не было.
Неужели промах? А может, он свалился с обрывчика в воду? Посветил фонариком. Нет, нигде нет. Прошел по берегу метров 70–100. Подранка нигде не было. Значит, все же промах. Однако по многолетней привычке решил еще раз обрезать место, где стрелял русака. И на первом же круге увидел лежащего в густой рыжей траве зайца. Последний его прыжок был четыре-пять метров. Так в моей охотничьей копилке появился русак-морж, который, кстати, был почти сухой.
Что его вынудило переплывать реку в феврале не будучи гонным? Полынь, растущая на том берегу? Другой корм? Но скорее всего, он искал себе невесту. Очевидно, инстинкт толкал его на такое «купание». Сталкивался ли кто-нибудь с подобным случаем?
У меня были сезоны, когда я брал до 20 русаков и по 7–8 лисиц. Немало на моей памяти разрых поучительных историй. Как-то устроился я на склоне овражка с Иж-27 (с фарой). Передо мной – чистинка. Темно. Часа через три на противоположном склоне увидел русака. Поднял ружье, включил прожектор, который, мигнув, погас. Заяц рванул. После вспышки фары на некоторое время я ослеп. Но вот галогенка снова выхватила мчащегося зверька. Ударить не успел. Вывод: все соединения АКБ и проводов желательно хорошо пропаивать и предварительно проверять.
В другой раз я занял позицию на перекрестке дорог. Полнолуние. Снег искрится, морозец -13°. Спереди приближается точка. Все ближе и ближе. Добегает до перекрестка. Садится на перепутье. Очевидно, раздумывает, в какую сторону бежать. Я жду. Конечно, он меня разглядел. Побежал. Я фыркаю. Он добавляет скорости. Ударил я с 15–17 метров, и неудачно. Стреляю по скрывающемуся за высокотравьем косому – промах.
Однажды просидел часов пять за отвалом снега в кювете. Смотрю на часы – 24:00. Пора домой. Начал разбирать МЦ21-12. Где-то далеко разносится звяканье. Убираю ружье в чехол. Поднимаю голову над снежным отвалом – катит косой! Спешно собираю ружье. Сам посматриваю на русака. Он сидит на дороге и вслушивается в непонятное лязганье. Поднимаю самозарядку – выстрел. Дробовой сноп сметает косого метра на два. Здорово!
Было и такое. Новолуние. Видимость плохая. Сижу на пересечении ручья с проселочной дорогой. Вижу, как неясная тень приближается ко мне. Русак! Вскакиваю. Заяц нисколько не притормаживает, а наоборот, прибавляет ходу. Бью раз за разом четырежды. Промахи. Слишком большие погрешности в прицеливании в такую видимость. И только после пятого выстрела косой юзом идет по накатанной скользкой дороге. И то хорошо…
Сижу на торфяниках. Сзади большая куча торфа. Неслабый ветерок завихряет сыплющиеся с неба снежинки. Вдруг сзади раздается хриплый крик лисицы. Жаль, что она подошла сзади и обнаружила меня. Ладно, «сижу дальше». И вот, наконец, терпение вознаграждается – вылетает крупный русак. В ярком луче галогенной фары косые полоски снегопада почти скрывают мельтешащего зайца. Бью с хорошим упреждением. Есть!
Дачные домики. Любят косые полакомиться на бывших капустных и морковных грядках. Сижу прямо на крылечке какого-то домика. Видимость средняя. Фару не прикреплял. Часа через два из-за соседнего домика приковылял дачный «старожил». Поднимаю самозарядку, жму на спуск, но вместо выстрела ружье выдает злорадный сухой щелчок. А мой заяц спокойно и нахально трусит восвояси. Патрон, заделанный звездочкой, не был дослан до конца в патронник.
Много всяких случаев записано в моих дневниках. И сочинять не надо – только листай да вспоминай. А воспоминания побуждают вытащить из чулана зимнюю экипировку и в очередной раз отправиться на лунное поле. Белое безмолвие подарит много счастливых часов. И, что немаловажно, оградит от сомнительных соблазнов в виде долгого сидения в мягком кресле перед телевизором с рюмкой водки…
Хорошо приобщать к таким охотам детей. Оделись потеплее, пришли, устроились и созерцайте лунное поле. Во всяком случае такое общение полезнее и приятнее, чем болтание в подъезде или сидение у монитора с преследованием коварных чудищ или агрессивных инопланетян…

Что еще почитать