В защиту весенней охоты

В последнее время в различных белорусских средствах массовой информации все чаще раздаются голоса о том, что весенняя охота наносит большой ущерб видам, на которые она проводится, и поэтому должна быть запрещена.

Очень хотелось бы объективно разобраться в данном вопросе, проанализировать состоятельность всех аргументов, которые приводят противники весенней охоты, для того чтобы понять, насколько они обоснованны.

В основу написания этой статьи легли личный 25-летний опыт весенних охот, полученное в свое время охотоведческое образование и опыт работы охотоведом одного из охотничьих хозяйств Витебской области, а также накопленный многолетний опыт наблюдений за влиянием весенней охоты на микропопуляции глухаря и тетерева.

Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что объектами весенней охоты, за исключением гусей, являются только самцы полигамных видов птиц, т.е. видов, не образующих постоянных устойчивых пар, самцы которых никакого участия ни в насиживании кладки, ни в воспитании молодняка не принимают.

НЕКОРРЕКТНЫЕ АРГУМЕНТЫ

 В своих выступлениях в средствах массовой информации противники весенней охоты часто используют некорректные приемы, затрагивающие самые тонкие этические струны души наших граждан. Например: «Весенняя охота противоречит нормам религиозной морали, так как обычно совпадает по времени с Великим Постом и Пасхой».

Согласитесь, это аргумент, опровергнуть который невозможно, но, на мой взгляд, абсолютно недопустимо принуждать человека соблюдать какие бы то ни было религиозные каноны методом запретов на законодательном уровне.

Если следовать этой логике, то для того чтобы народ соблюдал пост, нужно запретить на его период продажу в магазинах мясного и спиртного, закрыть на время поста рестораны, казино, ночные клубы и другие увеселительные заведения. Согласитесь, полный абсурд!

Среди аргументов, используемых противниками весенней охоты, часто приходится слышать и такие: «весенняя охота несет угрозу редким и охраняемым видам птиц и способствует распространению птичьего гриппа».

По этому поводу хочется сказать, что весенняя охота для редких и исчезающих видов представляет ничуть не большую угрозу, чем любая другая охота. Что касается распространения птичьего гриппа, то этот аргумент абсолютно надуманный, так как несмотря на то, что весенняя охота открывается в Белоруссии ежегодно на протяжении нескольких последних десятилетий, ни одного случая птичьего гриппа ни среди диких, ни среди домашних птиц зафиксировано не было.

Выступая в средствах массовой информации, в качестве аргументов противники весенней охоты часто приводят факты откровенного браконьерства, пытаясь тем самым вызвать в сознании наших граждан негативное отношение к охоте и охотникам.

Использование такого приема, мягко говоря, некорректно, так как под охотой подразумеваются действия, находящиеся в рамках действующих правил охоты, а любые действия, выходящие за рамки этих правил – это зло, с которым нужно вести непримиримую борьбу. Согласитесь, было бы абсолютно нелепо выступать за запрет езды на автомобилях из-за того, что некоторые нерадивые водители, нарушая правила дорожного движения, совершают ДТП, в которых гибнут люди.

Одним из аргументов, который часто используют противники весенней охоты, является тот факт, что в странах Западной Европы весенняя охота запрещена, и что Россия и Белоруссия тоже должны идти этим путем. Однако при этом нельзя не принимать во внимание, что в странах Западной Европы весенняя охота никогда не носила массового характера и не пользовалась широкой популярностью в силу целого ряда причин.

Во-первых, такие оседлые виды, как глухарь и тетерев, являющиеся объектами весенней охоты, в этих странах либо вообще отсутствуют, либо численность их настолько мала, что ни о какой охоте на них не может быть и речи.

Что касается перелетных видов, являющихся объектами весенней охоты и гнездящихся на территории Белоруссии и европейской части России, то основная масса их на зимовку улетает в страны Западной Европы, в силу чего охотники западноевропейских государств имеют возможность охотиться на них на протяжении всего зимнего периода, а это около четырех месяцев в году. Во-вторых, с приближением весны перелетные виды покидают Западную Европу, улетая к местам гнездования.

 

Что касается наших государств, то в России, как и в Белоруссии, весенняя охота имеет вековые традиции. Сцены весенней охоты ярко описаны в произведениях таких великих классиков, как С. Аксаков, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Куприн и многих других. Весенняя охота является неотъемлемой частью наших традиций, нашей истории и национальной культуры.

Это один из элементов нашей национальной самобытности. Поэтому абсолютно очевидно, что она должна быть сохранена как часть исторического и культурного наследия наших народов. Сегодня все цивилизованные народы по крупицам стараются возродить и сохранить все, что связано с их национальной самобытностью, а мы, видите ли, должны от нее отказаться только потому, что этого хочется кому-то на Западе.

ТЕТЕРЕВ

 В качестве основных аргументов в пользу запрета весенней охоты на тетерева ее противники чаще всего приводят следующий: «...В результате весенней охоты на токах естественное соотношение полов в популяции меняется многократно, из-за чего в кладках возрастает процент неоплодотворенных яиц».

Этот аргумент не выдерживает никакой критики, так как согласно действующим в Белоруссии правилам охоты, на тетеревиных токах можно отстреливать не более 15% от числа токующих птиц. При такой интенсивности отстрела многократное изменение численности просто невозможно.

Говоря о весенней охоте на глухаря и тетерева, необходимо отметить, что годовой объем добычи глухаря и тетерева на весенней охоте гораздо ниже уровня естественной смертности, и поэтому весенняя охота, при такой ее интенсивности, никак не может явиться серьезной причиной сокращения численности данных видов.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание тот факт, что глухарь и тетерев, являясь престижными охотничьими трофеями и пользуясь большой популярностью у иностранных охотников, способствуют развитию охотничьего туризма и, как следствие этого, привлечению иностранных инвестиций в охотничьи хозяйства.

СЕЛЕЗЕНЬ

 Говоря об одной из самых поэтичных русских весенних охот, об охоте на селезня с подсадной уткой, не могу не сказать о результатах исследований в этой области, проведенных известным российским охотоведом, доктором биологических наук Я.С. Русановым.

По данным его исследований, к началу периода размножения в популяциях большинства видов водоплавающих имеет место численное преобладание самцов. Именно они становятся добычей охотника в процессе весенней охоты. Ведь селезень, в паре с которым находится утка, на призывные крики подсадной, как правило, не реагирует.

При этой охоте под выстрел попадают либо холостые селезни, не сумевшие найти себе пару, либо селезни, утки которых приступили к насиживанию кладки. Следует заметить, что одними из первых подсадных уток на охоте стали использовать англичане для заманивания диких в ловушки и сети при охоте в местах зимовок.

Весенняя ружейная охота на селезня с подсадной уткой, в том виде, в котором она сегодня существует, зародилась более двух веков назад в России, в районах, расположенных в пойме великой русской реки Волги, и получила распространение в ряде сопредельных территорий, в число которых входит и Белоруссия. Это исконно наша восточнославянская охота, и только мы вправе решать ее судьбу.

Если учесть, что охота с подсадной уткой на селезня является немассовой, а селезень в насиживании кладки и воспитании птенцов участия не принимает, то становится понятно, что сокращение численности водоплавающих в Европе, о которой твердят защитники птиц, совершенно не связано с весенней охотой.

В первую очередь это происходит из-за постоянного сокращения угодий, пригодных для обитания, в результате хозяйственной деятельности человека, а также высокой антропогенной нагрузки на имеющиеся угодья.

ВАЛЬДШНЕП

 Противники весенней охоты на вальдшнепа в качестве основных аргументов чаще всего приводят следующие: «Сильно страдает от весенней охоты и популяция вальдшнепа. Во время токового полета к самцам нередко присоединяются и самки, которые по внешнему виду практически не отличаются от самцов. Поэтому при охоте погибают и самки, что недопустимо».

В начале девяностых годов прошлого столетия в России при ЦНИЛ (теперь ФГУ «Центр-охотконтроль») была создана научная группа «Вальдшнеп», занимающаяся изучением европейской популяции вальдшнепа, в том числе и охоты на него. Группа активно сотрудничает с учеными стран Западной Европы.

По данным группы, в странах Западной Европы ежегодно на зимовках в процессе охоты добывается более 3,7 млн. особей вальдшнепа. При этом более половины из этой добычи составляют самки, добытые зимой, то есть накануне сезона размножения. И заметьте, что никто не считает это антигуманным и безнравственным.

По данным той же научной группы «Вальдшнеп», объем добычи вальдшнепа в России не превышает 200 тысяч особей в год, что составляет всего 5% от общеевропейской. В Белоруссии же ежегодно добывается на тяге не более 10 тысяч вальдшнепов (менее 0,3%). Из приведенных выше данных абсолютно очевидно, что главный резерв увеличения численности европейской популяции вальдшнепа кроется в уменьшении объема добычи вальдшнепа на зимовках в странах Западной Европы.

Что же касается утверждения противников весенней охоты на вальдшнепа о том, что самки нередко присоединяются к самцам во время токового полета и гибнут при охоте на тяге, то оно абсолютно голословно и надуманно. Исследованиями этого вопроса занимались независимо друг от друга российские и шведские орнитологи.

Они экспериментально с помощью отстрела доказали, все вальдшнепы, отстрелянные на тяге из 16 пролетевших пар, оказались самцами. Результаты этих исследований говорят о том, что  пара вальдшнепов, летящая в вечерних сумерках над лесом – это не самец, преследующий самку, как утверждают противники весенней охоты, а два самца, выясняющие территориальные отношения.

Следует отметить, что весенняя охота на тяге – это единственный способ охоты на этого кулика, популярный и широко доступный большинству наших охотников, так как осенняя охота на вальдшнепа – это удел владельцев подружейных охотничьих собак, а численность их сегодня незначительна. Запрет весенней охоты на вальдшнепа приведет к тому, что мы лишим наших граждан возможности охотиться на наш аборигенный массовый вид дичи, который всегда являлся и является популярным объектом охоты в наших странах.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

 Порой очень неприятно наблюдать, как противники весенней охоты, используя средства массовой информации, нередко активно дезинформируют наших граждан с целью создания негативного общественного мнения по отношению к весенней охоте, забывая при этом о том, что охота – это неотъемлемая часть культуры человечества.

При этом они уводят общественное мнение от истинных причин снижения численности тех или иных видов животных. Это не что иное, как самообман, и ничего, кроме вреда для общего дела сохранения природы, не несет.

Знакомясь с выступлениями в СМИ противников весенней охоты, невольно ловишь себя на мысли о том, что в подавляющем большинстве выступающие сами охотниками не являются и, следовательно, ни в охоте, ни в ведении охотничьего хозяйства не разбираются.

Возникает вопрос, как можно через средства массовой информации навязывать обществу свое мнение в вопросах, в которых ты некомпетентен? Ведь неохотника, рассуждающего об охоте, по образному выражению одного русского писателя, можно сравнить с «евнухом, рассуждающим о любви».

Учитывая, что основная масса перелетных видов, являющихся объектами весенней охоты, на зимовку улетает в страны Западной Европы, и во многих из этих стран на протяжении всей зимы на них активно охотятся, становится понятно, что запрет или любые ограничения охоты на перелетные виды в России и Белоруссии напрямую отвечает интересам граждан западноевропейских государств.

Ведь чем меньше дичи добывается в местах гнездования и на пролете, тем больше ее прилетает в места зимовки. При этом ущемляются интересы сотен тысяч граждан наших стран. Все это нельзя не учитывать, обсуждая вопрос о весенней охоте.

 

Что еще почитать