Как найти глухариный ток? Этим вопросом задаются прежде всего те охотники, которые охотятся самостоятельно, без егерского обслуживания. Вот несколько советов из моей охотничьей практики. Отыскать глухариный ток значительно труднее, чем тетеревиный. Последние сами выдают себя активным токованием, которое слышно за несколько километров. Поиски же глухариного тока – дело тонкое. И начинать его надо сейчас, в марте, на лыжах по насту. Площади лесов, подходящие для токовищ, обширны, а вот места токов в них довольно малы. Чтобы отыскать «эту иголку в стоге сена», нужны определенные навыки и приемы. В середине или конце марта старые петухи по утрам начинают посещать традиционные места токов. Они рассаживаются на деревьях и словно присматриваются к ристалищам своих будущих сражений. Потом слетают на снег и, напыжившись, ходят по нему, оставляя характерные «чертежи» опущенными крыльями. По «чертежам», крестикам-следам и помету охотник определяет место будущего тока.
Глухари привязаны к местам токования. И если человек не вмешался в природу топором и бензопилой и не уничтожил лес, то глухари с завидным постоянством токуют на избранных местах десятилетиями. Любимое место весенних игрищ глухарей – окраина мохового болота, поросшего корявыми сосенками. Для глухарей на току более предпочтительны отдельно стоящие высокие ели и сосны вперемешку с деревьями средней высоты. Но мне однажды довелось скрадывать токовавшего глухаря и на старой осине. Следует помнить, что глухари очень редко токуют в сплошном высокоствольном лесу. Найдя такое место, охотник осматривает его, выискивая признаки будущих поединков. Для убедительности, что найдено именно то место, где возможен будущий ток, надо дождаться, когда в какую-нибудь ночь выпадет пороша, и наведаться утром. Бывает достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что глухари побывали на току, оставили «визитки» – «чертежи» и прочие знаки своего присутствия. Опытный охотник по еле заметным признакам может безошибочно определить, что найденное место и есть будущий ток. Такие навыки, безусловно, приобретаются с опытом.
Может сложиться так, что охотник не сумеет выбраться на поиски тока по снегу и его придется искать после того, как он растает вместе с «чертежами». Но не все еще потеряно. Если охотник располагает временем и задался целью добыть глухаря, то в таком случае есть надежда отыскать ток. В подобной ситуации я поступал следующим образом. Отправлялся утром в те места, где летом встречал выводки глухарей, а зимой отдельных старых самцов, во время охоты на лунках на тетеревов и белых куропаток. Обходя пригодные для токования места, внимательно прислушивался, не послышится ли откуда-нибудь грубое квохтанье копалухи или хлопанье крыльев дерущихся петухов. Шум драки бывает слышен за километр, что служит верной приметой наличия там тока. Найдя такое место, я дожидался окончания токования глухарей и приступал к обследованию района с целью поиска токовища. Следует обращать внимание на отдельно стоящие деревья. Если глухарь токует на таком дереве, то под ним можно обнаружить помет глухаря. Он будет состоять не из привычных для нашего глаза кучек «колбасок» из хвои, оставляемых им на снегу. «Колбаски» будут более короткими, каждая из которых словно «украшена» белым пятнышком. Они никогда не лежат кучкой, а разбросаны под деревом или вдоль одного большого сучка, по которому расхаживал токующий глухарь. Поблизости можно заметить глухариные перья, вырванные друг у друга петухами, выяснявшими отношения.
Чтобы убедиться, что найденное место и есть токовище, полезно наведаться на вечерний подслух и понаблюдать за окружающей местностью. С заходом солнца петухи слетаются на токовище. Они с шумом рассаживаются на выбранные деревья, «крекают», а некоторые даже пытаются петь. Многие из прилетевших на ток глухарей утром начинают токовать на тех же деревьях, на которых ночевали. Для пущей убедительности можно наведаться сюда и утром.
Подобные выходы на природу помогут избежать досадных ошибок и свести к минимуму траты времени и сил. Если найденный ток посещают более 10–12 самцов, то нет необходимости ежегодно выезжать (выходить) на поиски нового. Достаточно посетить ток и убедиться в его сохранности.
В начале 60-х годов мною в Ленинградской области был найден богатый ток, где иногда я насчитывал с десяток и более поющих петухов. Я охотился на нем подряд четыре года, а потом посещал полюбившееся место уже во время отпусков, наведываясь весной к родителям.
Не могу не остановиться еще на одном весьма «надежном» способе отыскания глухариных токов. Я знаю многих охотников, которые не затрудняют себя выездами на их поиски. Да и вряд ли у кого из современных городских охотников, особенно московских, найдется столько времени на поиски тока по той методике, о которой было рассказано. У них в Архангельской, Вологодской или Тверской областях имеются весьма толковые знакомые охотники из местных жителей. Они находят тока, берегут их и в нужное время сообщают клиентам. Оговаривается время приезда, порядок приобретения путевок и размещение. Едут командой в 3–4 человека. По очереди ходят на глухаря, тетерева, можно на вальдшнепа и гусей. Все делается, конечно, за определенную плату. Что поделаешь – рынок!
НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
НА ГЛУХАРИНОМ ТОКУ
Первого глухаря весной я добыл в 1955 году. Моим наставником был фронтовой товарищ отца Иван Петрович Колесов, директор школы, где я учился. Под его руководством я и познал тонкости этой охоты: поиск тока, вечерний подслух, ночевка в лесу и процесс подхода под песню и выстрел под нее. А также как вести себя на току.
Существует неписаный кодекс поведения (кодекс чести!), который настоящие глухарятники неукоснительно соблюдают. Охота на глухаря сугубо индивидуальная. Еще в школьные годы на охоту со мной напросился товарищ. Я привел его на ток, где не раз охотился со своим учителем. Ему не удалось добыть глухаря, и он в другой раз с братом отправился на ток, не предупредив меня. На вечернем подслухе к ним подсел глухарь, и они его застрелили. И надо же! На ток пришел Иван Петрович. Утром следующего дня мне пришлось выслушать наставление, как надо себя вести. Суть его сводилась к следующему. На ток, как на встречу с любимой девушкой, отправляйся один – не придет же тебе в голову вести с собой на свидание дружка. В крайнем случае отправляйся с надежным товарищем. Договоритесь стрелять поочередно: он сегодня, ты завтра. Не пренебрегай вечерним подслухом – это прелюдия к удачной охоте утром. Ни в коем случае не стреляй на подслухе близко подсевшего глухаря. От такой легкой добычи, может, и возликует твое сердце, но охоты на току как таковой, во всей ее красе, ты не узнаешь. Не за мясом же пришел, хотя еще голодно живем. Если пересилишь мучительный соблазн и дождешься утра, то услышишь странное, все ускоряющееся пощелкивание, переходящее в тихое, но страстное шипение или точение, поймешь, что эти удивительные звуки и есть пение глухаря, расхаживающего по суку или сидящего на макушке дерева. Не оставайся ночевать рядом. Место для ночлега выбирай не ближе 1 км от тока – лагерный шум может потревожить глухарей. Не хвастай обилием виденных глухарей. На ток не следует водить людей случайных. Весеннее токование этой древней птицы – великое таинство природы, которое когда-то слушали мамонты. Разглашать места токов сомнительным людям неблагородно по отношению к глухарям. Помни! Глухарь – пернатая жемчужина наших лесов. На своей охотничьей тропе длиною в 62 года я эти заповеди помнил и свято соблюдал.
Чертежи на снегу
В начале марта глухари-самцы перемещаются на места многолетних токов к району будущего сборища. Токовище – это место брачных демонстраций самцов, которое в разгар токования посещают и глухарки. Самки устраивают гнезда неподалеку от токовища, а иногда и на его окраине. Поблизости линяют старые петухи и держатся холостые самки. Разлетаются птицы от тока не далее чем на 1,5–2 км.