Разные охотники, по разному относятся к опасностям подстерегающим человека в дикой природе. Некоторые считают опасными крупных зверей, встречи с которыми происходят при тех или иных обстоятельствах.
Действительно серьезную угрозу может представлять из себя, крупный лось рогач во время гона, раненный или охраняющий стадо секач, свинья с поросятами, раненый и преследуемый медведь, медведица с медвежатами, матерый и не желающий уступать вам дорогу старый медведь – хозяин. Все это так.
Но из всех приведенных выше общеизвестных опасностей мне за не малый уже 25 летний опыт охоты, не редко в глухих и богатых зверем местах, довелось только два раза по нескольку часов посидеть осенней ночью и весенним вечером на дереве. Первый раз меня туда загнал преследующий раненый секач весом под триста кило в котором так как надо сидело не менее двух тяжелых пуль двенадцатого калибра!!! Второй раз пулей залетел туда же, по собственной инициативе поняв, что меня начал обходить по кругу медведь весом килограммов под 400!
К этой махине я сам подскочил из любопытства на расстояние шагов в 20 думая, что через карандашник ломится лось или кабан. Такой зверь легко перевернет любую легковую машину на крышу за пару секунд! Такой зверь быстро убьет и сожрет самого крупного африканского льва. Такой зверь обладает прекрасным интеллектом и в любой ситуации чувствует себя скорее охотником, нежли дичью!
Пользуясь как своим опытом, так и горьким опытом других людей полученным из достоверных рассказов бывалых людей хочу поведать об опасностях подстерегающих человека, главным образом не в виде самых крупных зверей нашей фауны. Звери эти преследуемые человеком, как правило, сами уходят и прячутся от малейшей вероятности встречи с двуногим. Речь, в основном пойдет об опасности исходящей как раз от ”малышей” и еще от представителей растительного, а не животного мира.
Когда меня инструктировали опытные люди перед одиночным рейдом по глухим местам центральной Карелии в начале мая позапрошлого года, мне сказали:
– Не бойся медведей которых здесь полно, они как правило, небольшие и миролюбивые – бойся рысей.
- Не ломись по ельникам, а обходи их. Крупный кот, охраняющий свою территорию и свое семейство, запросто может прыгнуть сверху на спину или голову и сломать шею.
Вот тебе и лесные кисы с симпатичными кисточками на ушах, которых видел несколько раз в природе, но никогда серьезно не принимал в расчет.
Бывают случаи, когда на охоте собаки ловят и держат небольшого подранка или просто молодого не опытного зверя. Иногда люди пытаются связать такого зверя, что бы потом показать кому-то или оставить жить на подворье. Считаю это большой ошибкой, не только потому, что нельзя давать мучатся животному от ран или неволи, а еще и потому что загнанный в угол даже небольшой зверь представляет собой серьезную опасность для человека. Как-то на охоте в Псковской области мощная здоровая лайка поймала и удержала за ухо крупного подсвинка. Пока подошедшие охотники решившие связать зверя ремнями, пытались удержать его лежащего на боку, он умудрился порвать одному из них сапоги, а другому чуть не откусил кусок ладони. Это при том, что оба парня были очень крепкими, а один вообще был автомехаником, постоянно крутившим тугие гайки. В силах таких людей сомневаться глупо и тем не менее своими резкими рывками подсвинок добивался некоторой свободы действий.
Два других примера о том, как до серьезных неприятностей могут довести простые мыши. Когда – то давно в начале апреля пришел к знакомому егерю и не застал его дома. Ключей от остановочного пункта в обычном месте не оказалось. Было холодно, задул северный ветер. Мне бы отойти от деревни метров на пятьсот и найти в сосняке укрытие в виде выворотня или камня. Нарубить елового лапника, развести костер и спокойно подремать на душистой хвое. Но нет, лень и усталость загнали меня на егерский сеновал. Закопался в оставшееся с зимы сено и попытался задремать.
Слежавшееся сено было за зиму, как следует, побито мышами, чувствовался их неприятный запах, иногда слышался писк и возня где-то подо мной. Вообщем, кое как, промучился до возвращения егеря из лесного обхода часа три. Уже вечером этого дня, когда лег отдохнуть перед походом на глухариные тока – спать не смог. Тело начало нестерпимо чесаться и в местах расчесов появились огромные блямбы похожие на укусы слепней. В голову полезли мысли про оспу или какую-нибудь другую подцепленную дрянь. Днем эта напасть утихала, а к ночи наваливалась снова, пугая и не давая спать. Вообще не спал тогда трех ночей, лишь днем удавалось прикорнуть на пару часов. Слава богу, что эти ночи по большей части были проведены в походах, отвлекающих от чесотки. Словил я тогда, крапивницу – сильнейшую аллергическую реакцию на труху сена битого мышами.
Но это все мелочи по сравнению с другим случаем. На охоте у того же егеря человек, не спавший пару ночей после глухариных токов, днем попал под дождь и решил забраться в копешку свалявшегося сена лесной поляне. Там его разморило, и он заснул, что называется - как убитый. Проснулся же он, от того, что кто-то покусывал его за ухо. К ужасу охотника мочки его ушей оказались, как следует, погрызены мышами. Помимо, того что это само по себе не прибавляет шарма ему еще и пришлось бросать долгожданную охоту и уезжать в город делать прививки от бешенства.
Оставив на время в покое животный мир, хочется предостеречь от нежелательных встреч с представителем нашей флоры, а не фауны. Только опытные бродяги знают, что самым опасным для человека представителем растительного мира является – обыкновенная елка! Почему? - Как минимум по четырем причинам. Приведу несколько примеров.
Не всем известно, что именно горящая елка дальше всех других древесных пород выстреливает тлеющие сучки и делает это значительно чаще других лесных собратьев. Как-то двое ребят возвращались с глухариного тока на Влологодчине. Шли они по обширному моховому болоту не менее десяти километров. После бессонной ночи устали и решили передохнуть на небольшой гриве среди болота. Выбрали место посуше. Нарубили в качестве дров торчащие поблизости сухие чахлые елки. Развели костер, вскипятили чайку, перекусили и решили немного вздремнуть. Расстелили прямо на земле легкие теплые спальники, залегли чуть поодаль от горящего костра и провалились в глубокий сон. Проснулся один из них от того, что ноги начало нестерпимо печь. Оказалось спальник его, вовсю пылал. Охотник пулей выскочил из него и принялся захлопывать руками тлеющую штанину. Отделался он легко – сжег дорогой спальник и осмолил приличный участок ноги. Однако еще немного и дело могло бы закончиться серьезными ожогами.
У знакомого егеря одна из лаек погибла, когда перепрыгивала ствол упавшего дерева и напоролась на острый, сук, торчащий из другого дерева лежащего рядом. Этим деревом оказалась, конечно же - елка. Каждому человеку знакомому с русским лесом приходилось перебираться через упавшие деревья. Наверное, при этом обращалось внимание, что через упавшие старые елки пролезть бывает чрезвычайно трудно. Из них словно копя, частоколом торчат крепкие и пружинящие, сухие ветки с острыми концами. Под дожем эти упавшие стволы, лишенные коры становятся осклизлыми, а в морозы после оттепели откровенно скользкими. Торчащие ветки при этом начинают напоминать заостренные металлические штыри.
В азарте гона и преследования зверя, в спешке убраться из леса до наступления темноты нужно быть очень осторожным при преодолении упавших елок. Одно неосторожное резкое движение, может привести к падению с амплитудой, и тогда не дай бог, если на пути тела окажется торчащий еловый сук. Запросто можно нанизать себя на него и уподобиться жуку, попавшему на булавку. Однажды после долгих бесплодных блужданий по лесным дебрям мой товарищ Николай Омаров решительно уселся отдохнуть рядом со мной на упавшую елку. После этого лес огласил душераздирающий вопль и Омар ( Николай Омаров ) подлетел метра на полтора в воздух. Оказывается, не посмотрев он сел прямо на острый пяти сантиметровый еловый сучек.
Продираясь через молодую еловую поросль очень легко повредить глаза. Хлестанувшая по лицу еловая ветка, может поцарапать роговицу. Глаз начинает слезиться, становиться больно моргать, невозможно целиться, трудно ориентироваться. В лучшем случае – прощай охота, здравствуй повязка с тетрациклином и альбуцидом. Поносив такие повязки раз пять, я лично стал поосмотрительнее.
И последняя еловая особенность. Как-то весной в Карелии, выходя из глубины огромного полуострова к лодке, пришлось пролезть через вырубку, частоколом заросшую молодыми елками. Когда уже отплыл на лодке от берега, почувствовал какое-то насекомое, ползущее по щеке. Насекомым оказался клещ.
Мигом разделся до трусов и тщательнейшим образом осмотрел всего себя. В этом процессе снял с себя и одежды еще пять, ползающих клещей. Сколько из них было энцефалитных, я не знаю, но вполне могло бы хватить и одного! При этом старая проверенная временем, правильная геологическая энцефалитка валялась в моем рюкзаке. Мне просто стало в ней жарко, и незадолго до этого ельника я ее снял. В рюкзаке, кстати, уже по прибытии на базу нашел еще пару клещей. Эти обстоятельства свидетельствуют, что не следует пренебрегать техникой безопасности, в угоду комфорту или стремлению сделать, что либо быстрее. Так что друзья охотники, рыболовы и просто любители отдыха на природе – мой вам совет, будьте с елками поосторожнее и пусть они лучше радуют нас в новогоднюю ночь.
В заключение, несколько слов о крупных зверях и серьезных хищниках нашей фауны, к которым в первую очередь отношу – медведя, волка и рысь. Любой крупный зверь как одиночный, так и находящийся со стаей или стадом в подавляющем большинстве случаев уступит вам дорогу. Он либо убежит сломя голову, либо спокойно и достойно отойдет в сторону. Так бывало не раз при внезапных встречах даже с самыми крупными представителями породы нос к носу. Это и 500 килограммовые лоси рогачи, и почти 400 килограммовый старый медведь, и не менее чем 300 килограммовые секачи со стадами, до сорока свиней и подсвинков.
Опасность такие звери могут представлять только во время гона. Тогда оказавшись поблизости, можно нарваться даже на атаку оленя рогача. Подобная же ситуация может возникнуть и при внезапной встрече мамаши с маленькими детенышами. Безусловно, самой опасной в этом смысле будет встреча с медведицей или крупной дикой свиньей. При таких обстоятельствах не единожды получили увечья или были растерзаны и грибники, и ягодники, и охотники. Другое дело если хищник болен, слаб, голоден, ранен и зол, или вы попали на территорию матерого и самоуверенного зверя. Тогда атака может быть не спровоцированной человеком. Нужно помнить, что такой хищник очень редко будет нападать на вас спереди в лоб.
Он постарается зайти к вам сзади или сбоку что бы атаковать парой прыжков, наверняка. Так же, кстати, обычно поступают и двуногие хищники! Поэтому, идя по ночному лесу, конечно речь не идет о Московской области и, услышав сзади или сбоку подозрительный щелчок сломанной ветки советую остановиться, прислушаться, а то и не пожалеть да и послать один заряд на несколько метров повыше предполагаемого места хруста. Если после этого раздастся удаляющийся треск ломаемых веток, то это будет означать, что вы поступили правильно!
P.S. Собираясь в длительный одиночный маршрут не забудьте как следует позавтракать и взять с собой небольшой запас продуктов. Весной позапрошлого года так спешил на открытие новых мест в центральной Карелии, что не сделал ни первого, ни второго. В результате за этой уткой через двенадцать часов тяжелого одиночного похода, пришлось уже ближе к вечеру плыть метров за 40 по лесному озеру, в то время когда лед на нем сошел менее недели назад! При возврате к берегу свело обе ноги, что в целом не особо смертельно – смертельно может быть перехваченное дыхание и барахлящее сердце!
Вывод из всего этого, наверное, такой – не стоит никуда торопиться, потому что все равно никуда не опоздаете. Мудрый профессор Преображенский из ” Собачьего сердца ” – сказал:
- Успевает всюду тот, кто никуда не торопится! – и он, по моему - прав!