Северная сага

Несмотря на свою суровость и негостеприимность, Арктика с давних пор привлекала человека, но отношения с ней складывались по-разному. Для кого-то Арктика становилась домом, кому-то открывала свои богатства и щедро ими делилась, а для других оставалась неприступной. Одним она несла разочарование и смерть, а других делала героями.

В этой серии статей мы посмотрим, кто, когда и зачем стремился в Арктику, почему одни экспедиции заканчивались успешно, а другие гибли, вспомним имена выдающихся путешественников и ученых, а также проследим, как накапливался и развивался опыт выживания и деятельности человека в условиях Севера.
Первыми среди европейских народов осваивать эти неприступные высокоширотные территории начали те, кто жил рядом — норвежцы и русские. В северо-западной Арктике XIX−XХ вв. господствовали предки современных норвежцев — викинги. К концу XI в. они открыли и начали заселять Исландию, в 80-х годах X в. освоили Гренландию, в 1000 году — достигли Северной Америки. Около 870−900 гг. Оттар из Халогаланда открыл морской путь в Белое море. В то же самое время восточную часть Арктики и прилегающие к ней территории начали осваивать русские. Выходцы из Новгорода отправлялись в X в. к берегам Белого моря в поисках новых рынков и ресурсов. В XI−XII вв. новгородские колонии можно уже было встретить на берегах рек Онеги, Северной Двины и Мезени, Белого моря и Ледовитого океана. Эту территорию впоследствии стали называть Поморьем, а ее жителей — поморами, что буквально означает «живущие у моря». Поморы стали первыми русскими арктическими мореплавателями и соперниками викингов. Летописи сообщают, что в 1412 г. жители «Двинской земли» нападали на норвежские крепости с моря. В XV в. русские уже активно использовали морской путь в Европу вдоль норвежских берегов. Известно, что в XV−XVI вв. поморы начали промышлять у Новой Земли и в Карском море.
Северные районы вызывали интерес с практической точки зрения, и русские люди занимались освоением их ресурсов. В этой связи у наших предков сформировался ряд особых умений и навыков, традиций в одежде
и способах передвижения, необходимых для жизни и деятельности в суровых климатических условиях. Поморы изобрели особый тип судна, приспособленный для плавания во льдах, — коч, отличительной особенностью которого была способность выжиматься на поверхность при натиске льдов. Ледовые обводы придавали корпусам кочей округлую, яйцеобразную форму, за что современники называли их «круг­лыми судами». Плавали на кочах вдоль берегов. К другим изобретениям, значительно облегчавшим жизнь на Севере, можно отнести и русские сани, теплую меховую одежду, меховую и валяную обувь, различные приспособления для передвижения по глубокому снегу (широкие лыжи и снегоступы). Если для европейского человека эти вещи были экзотическими атрибутами, то для русских они представляли собой обычные элементы быта.

 


Проникая на Север, русские старались закрепиться на новых территориях и начинали их обживать. Сначала появлялись монастыри, которые становились не только религиозными и культурными, но также торговыми и промышленными центрами. Здесь занимались охотой, рыболовством и даже тюленебойным и китобойным промыслом. Вокруг монастырей возникали города и поселения. Так в 1584 г. в устье Северной Двины появился Архангельск, ставший первым «окном в Европу», а в Сибири, на реке Таз, почти на Полярном круге, — Мангазея, основная база для торговли пушниной. Все население Мангазеи составляли русские. Каждый июнь там проводилась большая ярмарка, для участия в которой приезжали более 2000 человек. Связь с Мангазеей осуществлялась преимущественно морским путем. Уже упоминавшиеся поморские суда — кочи — изначально предназначались именно для путешествий в Мангазею. Город быстро рос, и торговля процветала. Правда, недолго — в 1619 г. царь Михаил Федорович под страхом смертной казни запретил использование морского пути в Мангазею сначала для иностранцев, а затем и для русских. Однако запрет на плавания в Мангазею не остановил русскую экспансию на Север, и на протяжении XVI в. русские присоединили к своим владениям Арктику и суб­арктическую Азию и больше не теряли их.

Если русские и норвежцы осваивали арктические пространства в силу географической близости этих территорий, то другие европейские народы попали в Арктику в поисках морского пути в Индию и Китай. 



Первые сведения о Крайнем Севере были получены от русских купцов, на их основе возникли догадки о возможности проникновения в Индию и Китай через северные моря. В XVI в. английские купцы организовали с целью открытия северного морского пути в Китай и Индию специальное «Общество купцов-изыскателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и морским путем не посещенных». Его основатель Себастьян Кабот, венецианец, всю жизнь проживший в Англии, составил проект первой в истории экспедиции в северные моря. Эта экспедиция в составе трех судов, под руководством Хьюго Виллоуби и Ричарда Ченслера, покинула Англию 20 мая 1553 года. Суда Виллоуби после бури у побережья Норвегии отнесло на восток. Считается, что они дошли до южной оконечности Новой Земли и попытались продвинуться дальше на север. Однако льды заставили их повернуть назад, и экспедиция зазимовала на восточном Мурмане, в устье реки Варсины. Зимовка закончилась трагически — в 1554 г. русские промышленники обнаружили оба корабля с трупами замерзших людей. Ченслеру повезло больше — он достиг устья Северной Двины и встретился с русскими. Он выдал себя за королевского посла и был вызван Иваном Грозным в Москву. Его путешествие послужило установлению между Москвой и Англией дипломатических и торговых отношений. «Общество купцов-изыскателей» получило название «Московской компании». До сих пор в Москве сохранился «Английский двор» на улице Варварка — палаты, пожалованные Ченслеру в качестве московской конторы.


 



«Московская компания», развивая торговлю с русскими, продолжала снаряжать северные экспедиции с целью отыскания морского пути в Китай. Среди них — экспедиция Артура Пита и Чарльза Джекмена в 1580 г. Судам удалось проникнуть в Карское море, но льды помешали продвинуться дальше, и путешественники были вынуждены повернуть назад.
После экспедиции Пита и Джекмена инициатива в деле отыскания северного пути в Китай и Индию перешла к Голландии. Голландцы в XVI в. также вели активную торговлю с русскими на Мурмане, в Беломорье и Печорском крае. Именно голландцы начали первыми вести научные работы — в 1570 г. Симон ван Салинген провел гидрографическую съемку района между Кольским заливом и Святым Носом.


Коч — мореходное парусное судно поморов XI—XIX веков. Яйцеобразная форма корпуса судна, его легкость способствовали выжиманию судна на поверхность льда и давали возможности вытащить коч на лед неповрежденным. 



Но самым известным голландцем в истории освоения Арктики XV в. стал Виллем Баренц. В 1594 г. экспедиция под его руководством побывала на Новой Земле, а во время плавания 1596−1597 гг. — на Шпицбергене.
К концу XVI в. экономическое и политическое могущество Голландии усилилось настолько, что голландцы смогли вытеснить с мирового рынка испанцев и португальцев и захватили южный морской путь в Индию. Интерес к поискам северного маршрута значительно снизился и постепенно сошел на нет. То же самое произошло и с англичанами. «Московская компания» снарядила на свои средства экспедицию под руководством Генри Хадсона (больше известного как Генри Гудзон). В 1607 г. Гудзону удалось достичь в районе Шпицбергена 80˚ 23’ северной широты, а в 1608 г. он смог добраться только до западного берега Новой Земли. После этого путешествия «Московская компания» окончательно отказалась от дальнейших попыток поисков северо-восточного прохода. Сам Гудзон предпринял еще два плавания — в 1609 г. он еще раз дошел до Новой Земли, но вновь наткнулся на льды, а в 1610 году попытался отыскать Северо-западный проход в Китай вокруг Америки.


Корпус из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная» технология, обеспечивала большую гибкость кораблям викингов. 

Эта экспедиция закончилась для него трагически — взбунтовавшаяся команда посадила его вместе с сыном и пятью матросами в шлюпку и оставила в открытом море. В 1679 году англичане предприняли последнюю попытку отыскать Северо-восточный проход, снарядив на средства Адмиралтейства и частных лиц экспедицию Джона Вуда. Однако корабль Вуда разбился о рифы у Новой Земли. Самого капитана и его команду спасло второе судно экспедиции под командованием капитана Флоуса. На этом поиски европейцами северного пути в Китай и Индию окончательно прекратились.
Русские же продолжали свою экспансию на северо-восток, к сибирским рекам. Стимулом для освоения новых территорий было развитие охотничьих промыслов — искали земли, «где соболи добрые и зверья много». Что касается арктического мореплавания, последующие века были отмечены превосходством русских в морском промысле и рыболовстве в прибрежных водах Шпицбергена и Новой Земли. Причем русские промышляли не только китов, моржей и тюленей, как норвежцы, но также оставались на островах на зимовки и охотились на песцов, оленей и других зверей. О том, как проходили эти зимовки и какие открытия совершили наши охотники и мореплаватели в XVII−XVIII вв., и будет наш следующий рассказ.