Памяти Олега Кирилловича Гусева

На 83-м году жизни скончался Олег Кириллович ГУСЕВ – главный редактор старейшего в нашей стране журнала «Охота и охотничье хозяйство», профессиональный охотовед, кандидат биологических наук, прекрасный журналист.


В 1953 году Олег Кириллович  окончил Московский пушно-меховой институт по специальности биолог-охотовед. В дальнейшем он стал известным ученым и публицистом. Вот что писал о начале его пути корифей отечественного охотоведения и его друг В.В. Дежкин: «В начале профессиональной карьеры Олегу неожиданно и крупно повезло.

В пору институтского распределения, грозящего «табуретным раем» в провинциальной конторе «Заготживсырье» (туда попадали многие охотоведы – выпускники МПМИ), выяснилось, что есть вакансия в Баргузинском государственном заповеднике. Заповедник нуждался в… заместителе директора по научной работе.

Им и стал выпускник-охотовед, будущий главный редактор знаменитого журнала. В Баргузинском заповеднике среди высоких горных хребтов, непролазной тайги, лютых морозов, на берегу прекрасного и коварного озера за несколько лет произошло становление упорного естествоиспытателя, знатока соболя, опытного таежника, одержимого приверженца Байкала и пишущего человека, который постоянно стремился выразить на бумаге все богатые и разноликие жизненные наблюдения.

После ухода из заповедника судьба забрасывала молодого натуралиста в Иркутск, в среду интереснейших зоологов Восточной Сибири, в Миассы, где он работал вместе с «зубром» Н.В. Тимофеевым-Ресовским, и наконец в Москву, в охотничью структуру Министерства сельского хозяйства страны, где он имел возможность отшлифовать и углубить свои студенческие охотоведческие познания. Но тяга к Байкалу не отпускала его.

Долгие годы, пользуясь любой возможностью, Гусев возвращался на берега озера, совершая единственный в своем роде кругобайкальский поход, фотографировал, описывал его. Впечатляющие результаты – несколько фотоальбомов и книг о Байкале, которые вывели автора в ряды ведущих байкаловедов. Стремясь хотя бы чем-то помочь несчастному озеру, теснимому неумными «преобразователями», он в течение долгого времени возглавлял Байкальскую комиссию ВООП».

Основные научные труды О.К. Гусева посвящены животному миру озера Байкал и Прибайкалья. Специальные работы были посвящены птицам и баргузинскому соболю. Олег Кириллович был инициатором учреждения Байкало-Ленского заповедника, разработал схему единой сети охраняемых природных территорий Байкала.

О.К. Гусев – автор 10 книг, большая часть которых посвящена проблемам сохранения уникальной природы озера Байкал: «От Баргузинского заповедника до Ушканьих островов» (1960), «В горах северного Прибайкалья» (1964), «Экология и учет соболя» (1966), «По северному Байкалу и Прибайкалью» (1966, в соавторстве с С. К. Устиновым), «Натуралист на Байкале» (1977), «Вокруг Байкала» (1979), «Священный Байкал» (1986), «На очарованном берегу» (1990).

В 1964 году молодой 34-летний ученый возглавил журнал «Охота и охотничье хозяйство». До начала 90-х годов этот журнал был фактически единственным охотничьим журналом в Советском Союзе. Его старались выписывать все охотники страны. В розницу он поступал в очень ограниченном количестве. В 80-е годы его тираж достигал одного миллиона экземпляров.

Тем не менее подписаться на него было непросто. В 70-е годы не каждая почта принимала подписку, зато можно было подписаться на предприятиях. Да и то в ограниченном количестве. Помню, моя мама ежегодно подписывала меня на него на работе, где разыгрывались подписки на многие советские журналы. Зная мое увлечение охотой (я был тогда еще школьником), она подписывалась на «Охоту и охотничье хозяйство», меняясь с сотрудниками на такие популярные тогда журналы, как «Здоровье». «Огонек» и «Наука и жизнь».

Каждый свежий номер журнала приносил радость в наш дом. Когда я стал охотником, то уже не мыслил себя без этого охотничьего журнала, прочитывая его от корки до корки. Тогда я не мог и предположить, что через несколько лет стану одним из авторов этого журнала и лично познакомлюсь с его главным редактором.


Олег Кириллович был не только прекрасным зоологом, охотоведом и охотником, но и хранителем традиций русской охоты. Охотники со стажем помнят кампанию по запрету весенней охоты, увенчавшуюся ее закрытием в конце 60-х годов. Но именно тогда по инициативе главного редактора журнала «Охота и охотничье хозяйство» О.К. Гусева и кировских охотоведов на страницах этого издания была развернута дискуссия по этому вопросу. Выступали ученые, писатели, охотоведы, охотники. Один из охотничьих писателей в своей статье даже воскликнул: «Не запрещайте нам любить свою Родину!» Это было сильно!

Ученые доказали, что грамотно организованная весенняя охота не наносит ущерба воспроизводству птиц. В результате сторонники весенней охоты одержали неоспоримую победу, провозгласив: весенней охоте быть! И именно благодаря позиции журнала и его главного редактора весенняя охота была вновь разрешена, вначале только в отдельных высокоорганизованных охотничьих хозяйствах, затем повсеместно только на вальдшнепиной тяге, а потом и традиционно на селезня с подсадной и на токах.

Считаю, что грамотно обоснованные статьи журнала во главе с его главным редактором серьезно повлияли на принятие Типовых правил охоты в России, принятых в 1988 году, окончательно узаконивших весеннюю охоту и сделавших ее вновь общенародным достоянием.

Олег Кириллович очень ценил весеннюю охоту, все ее виды, но особенно любил охоту с подсадной уткой и на глухариных токах. Каждую весну все корифеи отечественного охотоведения, известные писатели и охотничьи литераторы проводили весенний охотничий сезон в Кировской области в пойме реки Чепцы в охотничьем домике известного биолога-охотоведа Михаила Павловича Павлова.

Это было настоящее охотничье братство. Многие из участников со своими трофеями потом попадали на обложку весенних номеров журнала «Охота и охотничье хозяйство». Но фото самого Олега Кирилловича никогда не появлялось ни на обложке, ни в журнале. Он был очень скромным человеком и всегда оставался «за кадром», хотя грамотная рука главного редактора чувствовалась в каждой статье.

Я познакомился с ним в начале 80-х годов, когда уже работал научным сотрудником в отделе дичеразведения ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Отдел возглавлял Олег Семенович Габузов, а его супруга Валентина Викторовна Бибикова работала редактором журнала у О.К. Гусева. Как-то по ее просьбе я написал для журнала научно-популярную статью по теме своей будущей диссертации об использовании биоакустики в дичеразведении. Статья заинтересовала редакцию.

В ту пору я уже увлекался охотничьей литературой и решился дать в редакцию чисто художественный очерк об охотах на тяге вальдшнепа «В сказочном мире». К моему удивлению, рассказ напечатали, меня вызвал Олег Кириллович и предложил писать регулярно. Так я стал постоянным автором журнала и даже получал заказы на передовые статьи.

Общаясь с Олегом Кирилловичем, мы все время говорили об охоте. Узнав, что мы с братом держим хороших подсадных уток, он захотел приехать к нам на охоту весной.

И вот в 1993 году он впервые зашел в наш охотничий домик на Клязьме. С ним приехал и его сын Георгий. Накануне открытия охоты мы с братом и Гусевыми поплыли на лодке по разливу Клязьмы посмотреть где держатся утки, и подправить шалаши. Был пик половодья. С птицей повезло – шел валовый пролет. Большие табунки свиязей и чирков тут и там носились в воздухе, на большой воде виднелись приличные стаи нырковых уток, в основном хохлатых чернетей и гоголей.

В залитых половодьем кустах жвякали кряковые селезни. Когда очередная стая уток пролетела над лодкой, Олег Кириллович вполголоса сказал:
– Эх, Горик (так он называл сына), маловато патронов из Москвы взяли!

Он был восхищен и величественной картиной половодья, и обилием дичи. Все последующие дни охота была удачной, охотники быстро выполнили норму, насладились работой подсадных. Вечером ходили на тягу.

– Как же хорошо! Весенняя охота – что может быть лучше! – говорил Олег Кириллович, стоя на вальдшнепиной полянке у березы.

После охоты по дороге домой он вспоминал Байкал и его красоты, рассказывал о своих скитаниях по таежным и горным тропам нашей страны. Больше всего запомнились его рассказы о встречах и совместных охотах с писателем и удивительным человеком Олегом Васильевичем Волковым., прошедшим 28 лет сталинских лагерей, а также с известным русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. С обоими Олега Кирилловича связывала долголетняя дружба.

Олег Кириллович был очень доброжелательным человеком. Он всегда искренне и по-дружески общался со всеми авторами и журналистами, был интеллигентным человеком, даже в острых дискуссиях никогда не повышал голос на собеседника.

48 лет Олег Кириллович был главным редактором журнала. Пожалуй, никто в России из главных редакторов не служил своему делу такой длительный срок. Сотрудники редакции, выступая на траурном митинге, отмечали его порядочность и честность, скромность и застенчивость, боязнь ненароком обидеть собеседника. За все время работы главным редактором он не уволил ни одного сотрудника, а напротив, создал прекрасный творческий коллектив единомышленников.

Многие современные охотничьи литераторы и журналисты, связавшие свою жизнь и профессию с охотой, прошли школу журнала «Охота и охотничье хозяйство», являясь его авторами и учениками Олега Кирилловича. Он отыскивал и воспитывал новых авторов, всегда давал ценные советы и находил для каждого актуальные темы.

Олег Кириллович выглядел молодо, был стройным, подтянутым, никогда не болел и ни разу за все время работы не брал больничный. К сожалению, годы и особенно недавняя смерть супруги подкосили его.
Светлая память об Олеге Кирилловиче навсегда сохранится в сердцах его коллег, учеников и всех охотников России.