И внесении в нее некоторых видов животных, отнесенных действующим законодательством к охотничьим ресурсам. В частности, было предложено сделать «краснокнижными» таких птиц, как белая и серая куропатки, гаршнеп, дупель, из млекопитающих – летягу, росомаху и речную выдру.
В этот «черный список» также попали серый гусь, шилохвость, обыкновенная и сибирская гаги, луток, мородунка, турухтан, средний кроншнеп, большой веретенник, клинтух, обыкновенная горлица и европейская норка. Напомню, что все эти виды животных в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» № 209-ФЗ отнесены к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации.
Не успели владельцы легавых собак обрадоваться вступлению в силу Приказа МПР № 512 от 16 ноября 2010 года «Об утверждении правил охоты», по которому теперь четко установлен для них срок открытия охоты на болотно-луговую дичь с 25 июля, как пришла беда: основные объекты охоты с подружейными собаками (гаршнеп и дупель) вот-вот попадут под запрет. И будет этот запрет не временным, а установленным на неопределенно продолжительный срок, минимум лет на десять. Таким образом, одним росчерком пера чиновники от охоты могут свести на нет результаты нелегкого многолетнего и ежедневного труда кинологов и собаководов-любителей, которые сохраняют для будущих поколений традиционную российскую охоту с подружейными собаками.
Охрана животного мира – дело чрезвычайно сложное, не терпящее спешки и необдуманности. Оно требует усилий и компетенции самых различных специалистов и организаций. В 1966 г. была создана международная Красная книга (Red Data Book). В дальнейшем во многих странах мира стали создаваться государственные Красные книги.
В Советском Союзе первое ее издание появилось в 1978 г. и сыграло большую роль в деле охраны природы. В эту книгу были внесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. В 1983 г. вышло второе издание. Официальное издание 2000-го года под названием «Красная книга России: правовые акты» включало реестр особо охраняемых объектов животного мира. Несколько раньше, в 1999 г., было опубликовано издание Красной книги Ленинградской области. Справедливости ради следует заметить, что большинство из перечисленных видов животных были внесены в это издание. Однако практика показала декларативность и бессмысленность этих ограничений.
Основа, на которой базируется вся деятельность по охране животных, – это знание биологии того или иного вида, мест его обитания, особенностей питания, размножения, плодовитости, величины смертности и, что особенно важно, численности и причин, на нее влияющих. Вопрос о том, много или мало существует в природе особей какого-либо вида, требует длительной, кропотливой работы зоологов. Далеко не всегда удается до конца выяснить причины, обусловливающие редкость или обилие того или иного вида. Так, в границах ареала распространения каждый вид имеет максимальную численность в центре ареала, а на периферии, как правило, численность значительно ниже. Следовательно, в одних регионах виды животных, считающиеся многочисленными, в соседних могут быть редкими (малочисленными). В Ленинградской области это в полной мере относится к таким видам, как белая куропатка и росомаха, южная граница ареала распространения которых проходит по линии между лесотундрой и зоной тайги. В основных местах своего распространения – в зоне тундры – белая куропатка не только обычна, но и многочисленна. Росомаха, как и все крупные наземные хищники, не достигает высокой численности даже в основном ареале. Промысловые охотники, к слову сказать, называют этого хищника «гиеной севера» за кочующий образ жизни и вредительскую деятельность по отношению к объектам охотничьей инфраструктуры (лабазы, постоянные самоловы, охотничьи домики и пр.).
Речная выдра является не только «объектом животного мира, отнесенным к объектам охоты», но и так называемым «лимитируемым» видом животных. Это значит, что на основании Приказа МПР № 138 от 30 апреля 2010 года в отношении выдры федеральным органом исполнительной власти устанавливаются нормативы допустимого изъятия по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. Указанным приказом норматив добычи по выдре установлен от 3 до 5 % от общей численности. Следовательно, для выдры при определении квоты добычи необходимо установить показатель минимальной численности – то количество особей на определенной территории, при котором возможно изъятие не менее одной особи. При численности выдры в Ленинградской области 33 особи и проценте изъятия 3 возможна добыча одной выдры. Вот и вся арифметика! Провели ежегодный учет, определили численность и решайте, можно открывать охоту на выдру или нет. И не нужно включать ее в «черный список».
Луток и клинтух – типичные дуплогнездящиеся птицы. Северная граница ареала распространения клинтуха проходит по линии между зоной широколиственных лесов и южной тайги. Эта птица предпочитает старые лиственные леса с большим количеством дуплистых деревьев. Нет дупел – нет клинтуха. Следовательно, достигать высокой численности в Ленинградской области он не может. А вот ареал лутка доходит к югу до Онежского озера. Это водоплавающая птица из отряда гусеобразных. Луток населяет лесные озера и реки со старыми деревьями по берегам. И опять-таки наличие дупел обязательно.
Отдельного рассмотрения заслуживает серая куропатка как птица, являющаяся не только традиционным объектом охоты в России, но и предметом разведения и полувольного содержания. Северная граница ареала распространения серой куропатки проходит по Карелии. Основные места обитания – лесостепная и степная зоны, где эта птица населяет поймы рек и поля, перемежающиеся с небольшими перелесками и колками лесов. Серая куропатка имеет высокую плодовитость (самка откладывает до 20 яиц), а значит, при благоприятных условиях может быстро наращивать численность. Изъять ее из хозяйственного оборота – значит не только лишить многих охотников возможности ее добывания, но и «отбить» интерес у охотпользвателей (владельцев угодий) от ее охраны, подкормки и разведения в охотничьих хозяйствах Ленинградской области.
А вот отнесение к охраняемым на территории Ленинградской области видов, которые здесь не встречаются, – загадка для зоологов. Обыкновенная гага, как известно, обитает на островах и побережьях Ледовитого океана от Мурмана до Таймыра и от Чаунской губы до Берингова пролива. И если ее появление в Ленинградской области еще можно теоретически предположить, т.к. на юг ареал ее доходит до Прибалтики, то вероятность встречи Сибирской гаги здесь равна нулю. Распространена сибирская гага (как и следует из ее названия) спорадично вдоль побережья Ледовитого океана, от дельты Лены до Колючинской губы и п-ова Чукотки. Селится в моховой и сухой тундре с мелкими озерками.
Налицо некомпетентный поверхностный подход к такому важному и ответственному для государства делу, как создание реестра особо охраняемых животных для внесения их в региональную Красную книгу. Перефразируя известное выражение Остапа Бендера, следует написать: «Кто знает численность летяги в Ленинградской области, пусть первым бросит в меня камень!» И смешно, и грустно, уважаемые товарищи! Неужели кто-то всерьез полагает, что простым причислением, скажем, дупеля, к охраняемым видам можно увеличить его численность или уберечь от случайной или преднамеренной добычи? Введение необоснованных запретов приводит обычно к обратному эффекту: запретный плод сладок. И будут стрелять дупелей по полям и болотам немногочисленные легашатники, только вот прятать свою добычу придется от случайного взгляда или охотинспектора подальше. А впрочем, нет и в этом особой необходимости: далеко не каждый способен «узнать» по внешнему виду «краснокнижного» дупеля и отличить его от ближайшего родственника – бекаса, охота на которого разрешена.
В последние десятилетия, на рубеже ХХ и ХХI века, человек изменяет окружающую среду быстрее, чем изучает ее. Это таит в себе опасность нанесения невосполнимого ущерба животному и растительному миру. Необратимые изменения в среде обитания диких животных в результате вырубки лесов, разработки полезных ископаемых, строительства газо- и нефтепроводов, линий электропередач, осушения болот приводят к сокращению площадей, пригодных для жизни многих видов птиц и млекопитающих. Для охраны животных необходим комплекс мероприятий, в первую очередь – выделение территорий полного запрета хозяйственной деятельности. На местах гнездования или остановки во время пролета редких видов птиц должны быть организованы заказники или зоны охраны с полным запретом любой деятельности (вплоть до посещения территории людьми), а не только охоты. В Ленинградской области такие места уже есть. Это Нижне-Свирский государственный заповедник и Государственный природный заказник федерального значения «Мшинское болото». Существует также большое количество региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), имеющих различный статус и назначение. Однако большинство из этих ООПТ существуют только на бумаге, реальная природоохранная деятельность там не ведется. Вот где непочатый край работы для радетелей за сохранение биоразнообразия! Но там ведь надо работать, чего у нас делать не привыкли. Проще ввести запрет, а «стрелочниками» сделать законопослушных охотников, вред от деятельности которых в природе минимален, так как охота производится в сроки и способами, исключающими нанесение невосполнимого ущерба популяциям диких животных.