Вглядываясь в далекое прошлое и день сегодняшний

Статьи современников Л.П. Сабанеева, опубликованные в журналах «Природа и охота» во второй половине XIX века, актуальны и в наши дни. Вы побываете на медвежьих охотах, где от охотника требовались смелость, выдержка и самообладание. Все материалы иллюстрированы старинными гравюрами.

Охота... В жизни людей она всегда играла важную роль. На Руси среди царей, князей и бояр любимой была соколиная охотой. Величайшим вкладом в ее организацию явился «Урядник сокольничьего пути» (1656), написанный лично царем Алексеем Михайловичем. Из истории русской охоты известно, что до XVIII века охота включала в себя «cокольничий» и «ловчий» пути. Главным оружием первого был сокол, второго – гончие и борзые. В последующие годы стала практиковаться ружейная охота с легавыми собаками. Яркими представителями ружейной охоты были поэты и писатели А. Некрасов, И. Тургенев, А. Фет, С. Аксаков, Л. Толстой и другие. С отменой крепостного права стала отмирать и псовая охота. Последним островком таковой до 1917 г. оставалась Першинская охота Великого Князя Николая Николаевича, дяди последнего Российского императора.


Надо признать, что среди охотников всех сословий существовало негласное охотничье братство. Князья, помещики, дворяне с удовольствием пользовались неоценимой услугой лесников, охотничьих сторожей, егерей и крестьян, прощая им мелкие провинности. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого читаем, как доезжачий и ловчий Данило «снял… шапку перед барином и презрительно посмотрел на него». Сегодня власти прикладывают неимоверные усилия к искоренению из сознания российских охотников понятия охотничьего братства. Их принцип – «разделяй и властвуй».
В июне 1872 г. в России по указу Императора появилось «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных». Оно создавалось с целью товарищеского общения охотников, организации и производства охоты, соревнований в стрельбе, а также улучшения пород и полевых качеств охотничьих собак. Филиалы общества организовывались в губернских и уездных городах.


Отмена крепостного права поставила в повестку дня вопросы улучшения лесопользования и охоты. Были приняты «Лесоохранительный» (1888) и «Охотничий» (1892) законы. Последний, который регулировал только любительскую охоту, позволил создать правовую базу занятия охотой. Требования закона, опираясь на хорошо продуманное правовое обеспечение, приучали охотников и население страны к необходимости его выполнения, способствовали формированию в сознании народа понятия правильной охоты, когда соблюдение закона – это естественная потребность правильного охотника, а не боязнь штрафа. К тому времени практика охоты показала, что существующий закон об охоте несовершенен, так как не способствует развитию «охотничьего хозяйства». Это привело к тому, что «по величайшему разрешению» 17.02.1897 была создана особая подготовительная комиссия, членами которой стали представители различных ведомств, обществ охотников и лиц, хорошо знающих вопросы охоты и охотничьих промыслов. Комиссию возглавил Великий Князь Сергей Михайлович. Так началась работа над проектом нового закона.


Обратите внимание, уважаемые читатели, на состав комиссии. Перед внесением проекта закона в Думу комиссия Великого Князя предложила его обсудить на Всероссийском съезде охотников, который был созван в ноябре 1909 г., хотя страна еще не оправилась после событий 1905 года. Следует отметить, что работа съезда финансировалась правительством. Также за счет казны были опубликованы и материалы съезда. Все это подтверждает, насколько серьезно и с каким пониманием относилось правительство к проблемам охоты и охотничьего хозяйства России (правда, последовавшие исторические события не способствовали принятию закона). А сегодня без горькой улыбки невозможно вспомнить телодвижения власти при разработке и утверждении в 2009 г «самого лучшего охотничьего закона» за все существование России.


Как охотились простые охотники того времени, можно узнать из книги А. Энгельгардта «Полная школа охоты» (1898): «…население тех регионов, для которых промысел – единственное средство к существованию, составляет 11 млн душ». По подсчетам специалистов, их доходы от занятия промыслом достигали 300 млн руб. Интересны в этом плане и наблюдения Л.П. Сабанеева, сделанные им еще в конце XIX века: «Вот и Петров день: целыми вереницами потянулись из городов признанные и непризнанные охотники всевозможных разрядов; в вагонах железных дорог десятки породистых легашей и всевозможных ублюдков визжат и грызутся в своих тесных конурах. И старые, и молодые, крестьяне, мещане, чиновники и помещики – все наперерыв друг перед другом спешат на охоту». Согласно «Охотничьему закону», охотники в губерниях выбирали трехрублевые свидетельства на право охоты в казенных дачах. На частных землях плата взималась по договоренности с владельцем, а на общинных охотились бесплатно.

 


1917-й. Снова война и революция. Экономику охватил хаос. Советская власть понимала: охота может способствовать преодолению экономической разрухи. Ей потребовалось всего 2–3 года, чтобы вооружить охотничье хозяйство необходимыми законами, определявшими порядок и право на охоту. Внимание к охотничьему хозяйству позволило довести экспорт пушнины в 1921–1925 гг. до 14% от общего объема производства. Правительством принимались меры по обеспечению охотников оружием и боеприпасами. В частности, из-за недостатка свинца делались попытки заменить свинцовую дробь литой чугунной. Несмотря на войны и революции, общества охотников постепенно возрождались. В 1917 г. был организован «Союз охотников Петрограда», который в 1919 г. преобразовался во «Всероссийский союз». А в 1924 г. был создан «Всероссийский союз промыслово-охотничьих организаций» («Всекохотсоюз»).


Для населения страны охота была существенным подспорьем в питании. Ею продолжали заниматься как в городе, так и в деревне. Царившая разруха тяжело отразилась на писчебумажной и полиграфической промышленности. Но благодаря научно-просветительному отделу Петроградского союза охотников продолжали выходить различные охотничьи издания. Особенно был популярен дореволюционный журнал «Охотничий вестник» с его девизом «Охота – для всех».


Жизнь постепенно налаживалась. В феврале 1930 г. принят декрет «Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР». В нем охотничье хозяйство рассматривалось уже как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Серьезным испытанием для охотников и охотничьего хозяйства СССР стала Великая отечественная война. За эти годы охотники добыли и сдали государству пушнины на 500 млн руб., отстреляли 500 тыс. копытных, 15 млн зайцев и миллионы пернатой дичи. Вся эта продукция явилась весомым вкладом в общее дело победы над врагом.


После войны народ жил голодно, и занятие охотой было заметным подспорьем. С 1949 г. я стал самостоятельным охотником. Живя и охотясь в оренбургских степях, не знал охотничьих обществ, егерей, охотоведов и путевок. Селяне сами были во всех ипостасях. Наивысшим контролером была совесть и общественное мнение. Среди охотников и рыбаков не принято было брать больше, чем может потребить семья. Заботились и о том, что можно будет взять завтра. С охотничьими обществами и путевками я столкнулся только в 1956 году. Но цены были такие «смешные», а охотничьей воли было столько! Бери ружье, зови собаку и иди куда душа пожелает. Но горбачевская перестройка и ельцинская капитализация все перевернули с ног на голову.


Итогом преобразований последних лет явился глубочайший кризис охотничьей отрасли. Количество копытных сократилось более чем на 1 млн голов, не говоря об остальной дичи, что послужило причиной исключения охотничьей отрасли из системы государственного управления. И, как следствие, дикий расцвет браконьерства и жесточайшее унижение простых охотников, которые из-за высоких цен лишены возможности охотиться на копытных и постоять на зорьке с ружьем на уток, вальдшнепа или погонять зайца. Это же уму непостижимо! За день охоты на пернатых надо отдать 1000 рублей. У общественных объединений под различными предлогами изымаются угодья в пользу олигархов и чиновников. Казалось бы, чего проще? Если олигархи и чиновничья элита жаждут обзавестись угодьями, то почему бы им не предложить, к примеру, хотя бы Печорский район Псковской области. Рядом Псковское озеро – красотища! Места богатейшие зверем и птицей. Население района не более 20 тысяч человек. Да и оно ежегодно сокращается на 500 человек. Запустение. Чем не поле для охотхозяйственной деятельности? Сделайте это хотя бы из чувства патриотизма. Но нет. Власть от насущных проблем охоты и охотничьего хозяйства все отмахивается, мол, подождут. Главное – газ, нефть. Вот и гонит их за «бугор», затыкая дыры в бюджете, забывая при этом, что мы обладаем колоссальными по площади охотничьими угодьями, запасами леса, воды и рыбы. Это же неисчерпаемые источники пополнения казны!


Перед нашими глазами – положительный опыт далекого прошлого и опыт вчерашний. Только распорядись им с умом – прими необходимые для этого законы и организуй достойную охрану! Нет, руки не доходят. А время не ждет. Оно быстротечно и беспощадно. За эти ошибки, к сожалению, придется расплачиваться нашим потомкам.