Охота с подъезда на лодке

Данный способ охоты на уток очень интересен. С точки зрения организации он весьма прост и в рамках старой классической схемы выглядит следующим образом.

Охотник в сопровождении гребца выезжает на лодке и не спеша, осторожно движется по заросшему водной растительностью водоему, обходя плесы, заводи, заросшие камышом и тростником, по самому краю, или заплывая в обступивший их камыш, проталкиваясь по нему с целью поднять на крыло из крепей отдыхающих на дневке уток. Охотник располагается на носу лодки с ружьем наизготовку, постоянно готовый к выстрелу. Гребец сидит или стоит на корме и управляет лодкой веслом или шестом. Тут же в лодке находится послушная, хорошо работающая на подачу собака.

Такой способ охоты широко практикуется в Дубакинском охотхозяйстве на озере Верестово в Тверской области. Для этой охоты там имеются лодки специальной конструкции. В свое время, когда я впервые приехал на Верестово, директор хозяйства Николай Семенович Дубакин с гордостью показал их мне как не имеющих аналогов. Внешне они напоминают остроносый астраханский кулас, но со специальным сиденьем посередине, возвышающемся над бортами. Сидя на нем, охотник имеет широкий обзор и может свободно маневрировать, что позволяет ему стрелять не только влево, но и вправо по ходу движения. Стоящий в лодке за сиденьем на корме егерь управляет лодкой шестом, проталкивая ее через заросли камыша и осоки, которыми изобилует акватория озера. Благо, тогда утки на озере в те времена было великое множество.


Впервые я попал на такую охоту еще в детстве, в 1963 году, на открытие охоты на Московском море. На утренней заре по всему «морю» плавали лодки с охотниками, палящими в уток на любой дистанции. Только сбитых птиц почти не было – утки мотались туда-сюда на огромной высоте, ища хоть какое-нибудь укрытие, где бы можно было спрятаться. Часам к 10 утра пальба поутихла и акватория опустела. И тут мы с отцом решили попробовать поохотиться с подъезда. У нас была штатная лодка, которую отец взял на охотничьей базе – весельная шлюпка, тяжелая, неповоротливая, но зато очень устойчивая. Отец встал на носу, я сел на весла и повел лодку вдоль камышей. Для меня, мальчишки, это была нелегкая работа. Но все же утки, как ни странно, вылетали из камышей и после выстрелов отца падали в воду. Впоследствии многие охотники, приехавшие на базу, начали охотиться подобным образом. Ключевую роль при охоте на уток с подъезда играет лодка, умение охотника управлять ею и умение быстро и метко стрелять, бросив весло или шест. Разумеется, речь идет о случае, когда охотнику приходится охотиться в одиночку. Вдвоем проще – один охотник управляет лодкой, другой стреляет. Время от времени они меняются местами. В любом случае лодка должна быть легкой, маневренной, устойчивой, остроносой, свободно проходящей под шестом по камышам, рогозу и осоке, а также по мелководью, заросшему водорослями. Некоторые охотники рекомендуют для этой охоты плоскодонную лодку, но я считаю, что плоскодонка недостаточно устойчива. Лучше иметь легкий остроносый челн длиной метра 4, с килевым днищем, но достаточно широкий, для того чтобы иметь неглубокую осадку. Хорош и астраханский кулас, но он, к сожалению, плоскодонный. Я опробовал для этой охоты практически все типы лодок и могу сделать следующий вывод. Нет лодки лучше байдарки для этой охоты! Но, к сожалению, охота с байдарки нетрадиционна, и поэтому я хотел бы остановиться на ней подробнее.


Впервые идея использовать байдарку как лодку, предназначенную исключительно для охоты, возникла у нас в 1976 году. Летом того года один мой друг, турист-водник, совершил байдарочный поход на Приполярный Урал. Во время передвижения по рекам, притокам Оби, они очень удачно стреляли уток с байдарки себе на пропитание, причем птицы совершенно не боялись байдарку и подпускали ее на расстояние метров 10! В конце августа 1976 года и мы приобрели классическую байдарку «Салют-3». Мы взяли байдарку на охоту в Тверскую область, на реку Шлина, на охоту на уток. Вначале мы охотились исключительно на вечерних перелетах, так как лета уток утром практически не было. Но не слишком удачно. Поскольку река изобиловала заводями, заросшими камышом и тростником, встать на перелете можно было далеко не везде, но самая большая проблема была найти сбитую утку, поскольку собаки у нас не было.


Тогда я сел в байдарку и уже целенаправленно поплыл пытаясь поохотиться на уток с подъезда. Сел я на кормовое сиденье, предварительно положив на него чехлы от байдарки и свою телогрейку с таким расчетом, чтобы поясница находилась на уровне фальшбортов. При такой посадке я свободно мог разворачивать корпус и влево, и вправо на максимальный угол поворота. Я также установил спинку для среднего сиденья и развернул ее к себе, установив под углом 45 градусов. Цевье моего «Меркеля» аккуратно и устойчиво легло на спинку, а приклад удобно вошел между ступеньками кормового кильсона, как раз между коленями вытянутых ног. Правая рука, таким образом, могла свободно взять ружье за шейку приклада, и для этого не требовалось изменять положение корпуса.


Теперь тихонечко вперед, будем проверять все заводи подряд. Заходил я в них, прикрываясь высокими камышами, и под таким углом, чтобы сектор разворота оружия был максимальным. Лодка двигалась легко, быстро и практически бесшумно. Прошел одну заводь, другую, третью. Пусто. Четвертая заводь. Она слева по ходу лодки. Прижимаюсь к густо заросшему камышом берегу, резко беру влево в заводь, когда нос байдарки высунулся из камышей, и затем делаю резкий гребок левой лопастью весла и примерно под углом 45 градусов к руслу реки, если смотреть против течения, на скорости врезаюсь в камыш на противоположной стороне заводи. Бросив весло, молниеносно выхватываю ружье, сдернув предохранитель. Лодка «режет» камыш по инерции и увязает в нем. Все тихо. Аккуратно ставлю ружье на место, тихонечко беру весло и с силой ударяю лопастями весла по воде с левого и с правого борта. И в этот момент вода в камышах сразу за носом лодки буквально вскипела! С десяток кряковых стартуют по наклонной слева направо. Весло брошено, ружье у плеча. Первый выстрел – мимо! Стволы ружья обгоняют следующую крякуху. Второй выстрел, и утка замертво шлепается в воду, в густой камыш. Красиво все сложилось! В дальнейшем охоту с подъезда на байдарке я начал практиковать довольно часто в тех случаях, когда другие способы охоты на уток оказывались недостаточно эффективными. И научился максимально использовать преимущества байдарки. Первое преимущество – стрелок (он же гребец) сидит всегда лицом вперед по ходу движения, что позволяет ему полностью контролировать окружающую обстановку. Стрелок сидит достаточно низко над уровнем воды, что позволяет ему скрытно передвигаться среди водной растительности. Второе – с маневренностью байдарки не сравнится ни одна лодка. Изменять направление движения, ускоряться и тормозить, если надо, можно очень быстро, даже на заросших плесах. Третье – бесшумность передвижения. Резиновая оболочка байдарки гасит все звуки при столкновении ее с плавающими в воде предметами: палками, корягами, например. И наконец, быстроходность байдарки делает ее исключительно удобной с точки зрения экономии сил гребца, что позволяет в ответственный момент стрельбы быть максимально собранным и мобилизованным.


Очень интересна охота с байдарки вдвоем в два ружья. В этом случае один стрелок садится на носовое сиденье, а второй стрелок-гребец на кормовое сиденье соответственно. Ружье гребца кладется перпендикулярно продольной плоскости симметрии лодки слева направо, стволами на левый фальшборт, а приклад затыльником подводится под правую ногу гребца. В таком положении ружье занимает устойчивое положение и выхватывается быстро, и гребец может стрелять слева направо с углом разворота примерно 90 градусов. Носовой сектор обстрела составляет почти 180 градусов при умелом ведении байдарки. Эффективность стрельбы зависит от умения гребца в нужный момент поставить лодку так, чтобы обеспечить максимальный сектор обстрела при строжайшем соблюдении техники безопасности, разумеется.