Страх и агрессия – чувства, тесно переплетенные между собой в человеческом мозгу. Нам, охотникам, очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, в которых эта взаимосвязь проявляется в наибольшей степени и может повлиять на результат.
Я говорю о тех моментах, когда в поле зрения стрелка появляется желанный трофей: адреналин в крови зашкаливает, взгляд сосредотачивается на цели и поле зрения значительно сужается. Возникает так называемое «туннельное зрение» феномен, которому и посвящена эта статья.
Хотя многие из нас и не отдают себе в этом отчет, но для среднестатистического стрелка-охотника момент производства выстрела является стрессовой ситуацией. История знает немало несчастных случаев, в особенности на коллективных охотах, вызванных горячностью и волнением стрелка. Некоторые из этих происшествий заканчивались ранением, а иные и гибелью товарищей неосторожного охотника.
Немалое количество таких происшествий было вызвано тем, что стрелок словно бы окаменевал, увидев цель, и поле его зрения сужалось настолько, что он не видел ничего, кроме убегающей либо улетающей добычи, забыв о том, что рядом находятся люди. Профессионалы говорят о возникновении в такой ситуации «туннельного зрения». В этот момент у человека мгновенно учащается пульс и сужается угол зрения. Это может как помочь охотнику, так и сыграть с ним дурную шутку.
Поясним: стрелок сосредотачивается на цели, но при этом перестает визуально контролировать окружающую обстановку. При этом слух также выделяет лишь звуки, издаваемые дичью, посторонние же шумы воспринимаются приглушенно. Из-за этого охотник может не услышать как шорох с соседнего номера, так и крики загонщиков.
Над определением термина «туннельное зрение» бьются медики и психологи, но природа возникновения этого явления до конца не выяснена и поныне. Наиболее распространена следующая гипотеза, выдвинутая европейскими учеными: моментальное сужение поля зрения возникает в результате спровоцированного стрессом выброса в кровь определенных гормонов.
В ходе проводимых медиками исследований был зафиксирован мощный отток крови от мышц к головному мозгу в момент, непосредственно предшествующий выстрелу. Таким образом, организм стимулирует концентрацию внимания охотника на цели (добыче).
В момент возникновения «туннельного зрения» в организме человека нередко происходят и другие моментальные изменения. Так, например, может нарушиться мелкая моторика, то есть координация между глазом и «стреляющей» рукой. Возникает так называемая «охотничья лихорадка», известная многим из нас по тем моментам, когда мы добывали свои первые трофеи или вынуждены были производить ответственные выстрелы по опасному зверю: тело начинает бить мелкая дрожь, возникает озноб и прицельная марка, или мушка, начинает плясать вдоль и поперек вожделенной цели.
Также в момент выстрела охотник может слегка приоткрывать рот и шире открывать «стреляющий» глаз. Эти физиологические особенности объясняются тем, что в экстренной ситуации при повышенной концентрации мозгу человека требуется больше кислорода, а широко открытый глаз помогает лучше воспринимать зрительную информацию.
Все вышеописанные физиологические феномены чаще всего возникают у начинающих и малоопытных стрелков, однако и более опытные охотники могут столкнуться с некоторыми из них в случае возникновения внештатной, либо опасной, ситуации. Реакцию организма нельзя не брать в расчет, но ее влияние на результаты выстрела можно и нужно минимизировать.
Стрелки-профессионалы в первую очередь рекомендуют как можно чаще тренироваться со своим оружием в самых разных условиях, чтобы выработать «привычку к ружью» и таким образом свести к нулю мыслительные затраты на произведение выстрела, доведя все действия до автоматизма.
Многие охотники недооценивают значение тренировок на стрельбище, и результатом этого становятся в лучшем случае досадные промахи в угодьях, а то и несчастные случаи с тяжелыми последствиями. Многих несчастных случаев, происходящих чаще всего на загонных охотах по зверю, можно было бы избежать, если бы охотники уделяли больше времени тренировкам со своим оружием.
Именно коллективные охоты чаще других бывают омрачены теми или иными происшествиями, произошедшими по вине участников. Это вполне объяснимо, ведь какой бы хорошей ни была организация охоты, человеческий фактор всегда имеет место быть, ведь в загонной охоте участвует много стрелков-охотников с разным уровнем подготовки и опытом. Окончание сезона, пора закрывать лицензии... «Откуда пойдет зверь? Близко ли подошли загонщики? Куда делся товарищ с соседнего номера, который только что был на месте? А вдруг промажу по зверю, что скажут товарищи?» – все эти мысли проносятся в мозгу охотника, пока тот стоит на номере в ожидании появления дичи.
Если охотник опытен и уверен в себе, хорошо знаком со своим оружием, то в момент выстрела он не оплошает, а если он ездит на охоту от случая к случаю, оружие из сейфа достает несколько раз в год, а по зверю стреляет и того реже?.. Ответ один, и он неутешителен: такой стрелок начнет нервничать, и в самый ответ-ственный момент, когда зверь появится в поле зрения, будет действовать в горячке и сможет натворить глупостей.
Незаменимую помощь в ситуации, когда нужно произвести точный выстрел в сложных условиях, окажет тренировка с вашим личным оружием, о чем я уже говорил раньше. Опыт наших коллег из западных стран показывает, что тот охотник, который не жалеет времени и средств на тренировки в тире и на стенде, зачастую не только успешней в охоте, но и аккуратнее в обращении с оружием, которое ему хорошо знакомо.
Недаром, например в Германии, большую популярность в последние годы приобрели виртуальные стрелковые тиры, где можно потренироваться в стрельбе по бегущему изображению кабана или косули на цифровом мониторе. Тренируясь в таких условиях, охотник легче может научиться контролировать свое состояние в момент выстрела на реальной охоте и избежать возможных ошибок, вызванных волнением.
Увы, наша страна пока что заметно отстает по развитию охотничьей и стрелковой индустрии от Европы. У нас сравнительно мало специализированных винтовочных тиров, а о виртуальных тирах не приходится и говорить. Те же охотники, которые готовы тренироваться со своим нарезным оружием на стрельбище, вынуждены мириться с высокими ценами на винтовочные патроны, так как самостоятельное снаряжение патронов к нарезному оружию у нас по непонятным причинам запрещено.
Тем не менее, безопасность и удача на охоте стоят дорогого, и поэтому хочу призвать всех охотников как можно чаще брать в руки свое оружие хотя бы для того, чтобы даже в домашних условиях потренировать вскидку, вкладку и прицеливание. Выезжая в угодья, потренируйтесь, принимая разные стрелковые позиции (сидя, с колена, лежа и др.), в том числе с использованием естественных упоров, таких как стволы деревьев, а вставая, например, на номер или садясь на вышку или лабаз, четко определите для себя секторы стрельбы и повскидывайте оружие в возможные места выхода зверя.
Такая минимальная тренировка окупится сторицей в тот момент, когда на вас выйдет долгожданный зверь, и вы уверенным и метким выстрелом добудете его. Удачных полей!