…Князья по отношению к охоте пользовались особыми правами и преимуществами, вытекавшими из их земельных прав и отчасти из их высокого положения. В завоеванных и вновь присоединенных областях лучшие охотничьи угодья отходили во владение князей. У Владимира Даля читаем: «Ловчий путь – это ведомство придворной охоты». То есть Ловчий путь означал не тропу и не дорогу, а представлял собою все княжеские охотничьи угодья в том или другом уезде…
А. Кожевников, член Союза краеведов России
РОСЛАВЛЬ: КАК БЫЛО, КАК ЕСТЬ
В 1997 году бывший редактор газеты «Рославльская правда», а позже председатель колхоза «Восход» вез двоих журналистов областной газеты в урочище «Кагаричи». Когда-то в советское время это была небольшая дача министерства сельского хозяйства СССР. Любили сюда приезжать на отдых и, конечно, поохотиться «советские князья» – большие партийные бонзы, солидные чиновники из Москвы и Смоленска. Лично знаю человека, который, будучи зоотехником колхоза «Восход», на землях которого расположено охотхозяйство «Кагаричи», участвовал в охотах первого секретаря Рославльского горкома КПСС Михаила Захарова. И не просто участвовал, но выступал в роли загонной собаки. Да-да, именно собаки. Натурально бежал на лыжах по лесу и натурально гавкал, загоняя кабанов на номера больших людей, высокопоставленных местных и заезжих элитных охотников.
В горбачевские 80-е «Кагаричи» были якобы переданы распоряжением то ли местных властей, то ли областного исполкома не кому-нибудь, а школьникам. И на повороте в урочище с федеральной трассы даже появилась придорожная вывеска «Остерское школьное лесничество». Один раз, как рассказал мне местный газетчик, школьников туда вывезли, сфотографировали для местной газеты и все, на этом «школьное лесничество» закончилось. А «потемкинская» вывеска торчала у трассы не один год. Наверное, до того момента, пока охотхозяйство не взял в аренду Смоленский коммерческий «Элексбанк», позже приказавший долго жить по причине банкротства. А его управляющий господин Лукирич даже был привлечен к уголовной ответственности. Правда, за дела, не касающиеся «Кагаричей». Дальнейшая история элитного урочища весьма туманна. Вроде бы у того же Лукирича какие-то богатенькие москвичи взяли хозяйство в субаренду. Потом облисполком вернул его Рославльскому лесхозу, потом уже волевым решением администрации губернатора Виктора Маслова «Кагаричи» вновь были отданы в аренду или даже куплены известным на Смоленщине предпринимателем и депутатом областной Думы. Последний хозяин развернул там бурную деятельность: появилась гостиница с отменными номерами, баня-сауна с зеркальными потолками, даже маленький консервный заводик, добротно асфальтированные дороги. И главное, в «Кагаричи» газ пришел. А еще этот известный человек имеет охотхозяйство в Духовщинском районе, где тоже много чего делается, но не для простых среднестатистических охотников.
В Рославльском районе сейчас на 2600 зарегистрированных охотников приходится... Ноль гектаров угодий общего пользования. Часть угодий отведена районному отделению общества охотников и рыболовов, но далеко не самых лучших, в которых зверя раз-два и обчелся. Да и обществу за лицензию тоже приходится платить. Остальные лучшие лесные массивы в частной собственности или в аренде людей предприимчивых и богатеньких.
ЕРШИЧИ: АРЕНДНО-ЧАСТНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
29 февраля 2012 года в полицию поступило заявление старшего государственного охотинспектора о том, что в лесном массиве хозяйства ООО «Ёлочка» неподалеку от деревни Поселки Ершичского района найдены три шкуры, 12 копыт, а также внутренние органы лосей. Обнаружено было и место отстрела животных. Здесь оперативники изъяли восемь гильз от охотничьего гладкоствольного оружия 12-го и 16-го калибров, а также сделали два слепка следов снегохода.
По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота, совершенная группой лиц».
Последующие оперативно-разыскные мероприятия позволили установить, что варварская охота велась весьма масштабно, с размахом: в ней участвовало около 10 человек. Позже у подозреваемых, кстати сказать, людей далеко не бедных и даже наделенных определенным статусом, было изъято более 20 единиц огнестрельного оружия: карабины, ружья и даже травматический пистолет, а также два снегохода.
Как стало известно позже, в незаконном отстреле лосей принимали участие по меньшей мере два рославльчанина. Один из них является руководителем районной организации известной партии и по совместительству возглавляет районную организацию Областного общества охотников и рыболовов (!), второй – депутат городского Совета народных депутатов.
В том же Ершичском районе уже приказала долго жить районная организация Смоленского общества охотников и рыболовов. Сколько в районе охотников, сколько незарегистрированных стволов хранят местные жители в подвалах и на чердаках – никто толком не знает. Зато московский господин Владимир Горбунов, по некоторым данным начальник службы безопасности солидного столичного банка, взял в аренду 37 тыс. гектаров охотничьих угодий. А потом сдал эти лесные массивы в субаренду шестерым московским, рославльским и ершичским «товарищам по оружию». Сомнительно, что об этом не знали в смоленском охотничьем департаменте, а тем более в администрации района. Как подсчитал один знакомый образованный рославльский охотник, московский господин Горбунов имеет от такого «ненавязчивого бизнеса» ежегодно примерно от 800 тысяч до 1 млн рублей. При этом ничего не вкладывая в хозяйства, ничего не развивая.
Продолжение темы в следующем номере.