Владимирское общество охотников: прошлое и настоящее

В начале своей статьи мне хотелось бы провести параллель между прошлым и настоящим охотничьего хозяйства нашей Владимирской области, членом которого я являюсь с 1962 года. В штате общества я проработал 23 года, был егерем, старшим егерем, охотоведом и председателем Петушинского районного общества. Теплыми словами могу вспомнить бывших руководителей областных охотничьих структур.

Во главе Охотуправления более 25 лет стоял Николай Дмитриевич Сысоев – биолог-охотовед, кандидат биологических наук, автор многих замечательных книг о природе и животном мире Владимирской области. В памяти старшего поколения он оставил добрый след. Была грамотно поставлена работа охотинспекции, работавшей в тесном контакте с обществами охотников и общественными инспекторами. Организовывались совместные рейды по борьбе с браконьерством, регулярно проверялось ведение охотничьего хозяйства. И, как следствие, в угодьях было больше порядка и меньше браконьеров.


С конца 80-х годов Охотуправлением руководил Юрий Гаврилович Анисимов, который с пониманием относился к каждому, кто к нему обращался, особенно по вопросам хозяйственной деятельности. Это доброй души человек, он всегда был готов выслушать не только руководителя охотничьего хозяйстваа, но и егеря и любого охотника и дать дельный совет. В областном обществе в те годы работали Б.И. Осауленко, В.П. Рассадин. О них у меня остались только добрые воспоминания. Проводились централизованные работы по биотехнии и дичеразведению, план которых ежегодно утверждался в Росохотрыболовсоюзе. В угодья нашего района ежегодно в июне выпускалось от 500 до 1000 голов утят кряквы, получаемых в возрасте 30-45 суток из специализированных дичеферм. Предварительно обследовались и готовились места интродукции, а сами выпуски проводились непосредственно при участие специалистов отдела дичеразведения ЦНИЛ Главохоты РСФСР.


В 90-е – время «красных пиджаков» – мы видели, как растаскивали нашу страну. Но мы выстояли. Удержались, не получая на ведение охотничьих хозяйств от государства ни копейки. На заработанные деньги содержали штат работников с самой низкой зарплатой в нашей богатой стране. Закупали корма, проводили биотехнические мероприятия, охрану, учет зверей и птиц, устраивали спортивно-охотничьи мероприятия по рыбной ловле, по стендовой стрельбе, выставки собак, полевые испытания.
В 2002 году мы провели две выставки по трофеям. Организатором выступило Охотуправление. Наш район завоевал звание чемпиона областной выставки. За участие в российской выставке мы были награждены медалью. Занимались и организационно-массовой работой, вовлекали членов общества в секции, выпускали газеты, каждый первичный коллектив имел свое помещение, а то и «дом охотника». Наше общество многие годы выделяло охотугодья и принимало участие в организации совместно с Орехово-Зуевским РОООиР состязаний легавых собак на призы «Российской охотничьей газеты».


Когда Управление охотничьим хозяйством было передано в Россельхознадзор, им руководил Владимир Михайлович Нагорный, а охотничье хозяйство курировал биолог-охотовед Виктор Никитович Белов, профессионал, стоящий на защите интересов простых охотников. С его помощью обществам удавалось не только отстаивать свои угодья, но и получать новые территории из резервного фонда охотуправления.


Но вот в 2008 году была вновь создана Владимирская госохотинспекция во главе с О.В. Анфимовым. Общественным организациям стало трудно. Чего только не делали с обществами охотников, чтобы ущемить их интересы, развалить, а потом поставить перед фактом: мол, не справились с работой, и теперь восстановлением ваших охотугодий займутся новые богатые охотпользователи. А кто загнал охотников в угол, из которого и не выбраться нововведениями и немыслимыми нормами? По инициативе О.В. Анфимова губернатор подписал постановление о нормах пропускной способности угодий. В закрепленных за пользователями угодьях норма составила 200 га на охотника в летне-осенний и весенний сезоны и 400 га в осенне-зимний. Ни в одной области России нет такого! Из-за этого у нас большая часть охотников не может получить разрешений на охоту, а общества вынуждены поднимать цены на путевки. Теперь охота – удел немногих. Если раньше путевки на охоту брали почти все члены общества, то сейчас ситуация катастрофическая. Так, в прошедший сезон весенней охоты 2013 года из 700 охотников района только 143 взяли разрешения и путевки. А в небольших «частных» охотхозяйствах лимит путевок, например на вальдшнепа, составляет всего 10–20 на сезон. Своим-то не хватает! Ответ у них один – с радостью бы выдали, но разрешений нет. Таков жесткий лимит, установленный охотинспекцией.

Команда стрелков Петушинского РООиР – призера областных соревнований по стендовой стрельбе с судейской комиссией. Начало 2000-х годов. Фото автора 


Охотники ждут открытия сезонов несколько месяцев. Готовятся, зарабатывают отгулы, берут отпуска, а путевок выделяют в лучшем случае одну на пять человек. Это не только несправедливо, но и неоправданно биологически. Никакого перестрела дичи быть не может. Ведь, например, в летне-осенний сезон большинство охотников идут только на открытие охоты – это праздник для души. В остальные дни сезона угодья посещают от силы 8–10% от общего числа охотников (в основном те, кто имеет подружейных собак). А охотинспекция, установившая такие нормы, считает, что каждый охотник, взявший сезонку, будет охотиться ежедневно. Было бы хорошо, если бы господа чиновники подумали, как разрешить эту проблему. Как говорит президент братской Белоруссии А.Г. Лукашенко своим чиновникам: «Вы получаете свою зарплату от налогоплательщиков, от народа. Вот и служите своему народу!»


Мы неоднократно обращались к О.В. Анфимову. Но он знает, как отмахнуться от назойливых охотников. Чуть что – ссылается или на распоряжение, или на постановление губернатора. А сам вроде ни при чем. Но народ не обманешь, и охотники знают, с чьей подачи все это идет.


В настоящее время уже два года идет выдача охотбилетов единого федерального образца. У нас в районном обществе 50% охотников обрадовались, что не надо платить взносы, и вышли из общества. А угодий общего пользования для них нет и в ближайшее время не предвидится. За счет чего они появятся? Сомнительно, чтобы арендаторы угодий поделились своими территориями. Скорее всего, попросят это сделать общества. А они и так много потеряли. И вот опять охотников загнали в угол. Теперь для них разрешение на охоту в бывшем родном обществе будет продано по цене с двойным коэффициентом. Меня спрашивают: для чего получать этот билет? Ответ один: чтобы внести нас в охотничий реестр, чтобы знать численность охотников в России. А она – почти как всей российской армии. Охотники России! Мы – сила, нас миллионы, а не единицы!


Сейчас XXI век, а мы не знаем, как защитить свои права от бюрократизма. В своих статьях Виктор Гуров предлагает: «Пишите, отстаивайте свои законные права!» Но у нас во Владимирской области все по-прежнему. Как в басне Крылова: «А воз и ныне там». Правда, приход и.о. губернатора нашей области Светланы Юрьевны Орловой вселил в нас надежду в то, что она найдет время разрешить наши проблемы, которые искусственно созданы руководителями охотинспекции Владимирской области.