Милочка

Зарянка очень изящная, стройная птичка, на высоких тоненьких ножках, с аккуратным клювиком и большими темными выразительными глазами. Сверху буроватая, брюшко светлое, а грудь, шея, щеки и лоб великолепного оранжевого цвета. Самец почти не отличается от самочки. Очень милое создание.

Имя «зарянка» дано птичке за песни на вечерних и утренних зорях, вечером она заканчивает петь одной из последних, как бы соревнуясь с певчим дроздом, а по утрам начинает одной из первых, пропуская вперед себя, пожалуй, лишь горихвостку. А второе название – малиновка, за малиновый перезвон колокольчиков, который она включает в свою песню.
Сразу вспоминается прошедший сезон весенней охоты. Теплый апрельский вечер. Заливается многоголосый птичий хор, предвещая хорошую вальдшнепиную тягу. Бледный  закат становится опаловым. На его фоне четче прорисовываются еловые вершины. Одна за другой замолкают птицы. И тут ухо начинает улавливать негромкую серебристую трель, так гармонирующую с засыпающим лесом. Это песенка зарянки – одна из самых лучших и ранних в весеннем лесу. В иной год поющую зарянку можно слышать в конце марта. Исполняя свою короткую, трудно передаваемую буквами, очень нежную и красивую песенку, зарянка старается сесть где-нибудь повыше – на верхушке березы, маковке ели. Пропев свою чистую и немного грустную трель, зарянка перелетает на соседнее дерево, и оттуда снова слышатся ее переливы.
Д.Н. Кайгородов в своих очерках ласково называл зарянку «милочкой». Эта грациозная птичка чрезвычайно доверчива. Совсем, кажется, не боится человека. Живая и непоседливая, «кланяясь» и вздергивая хвостиком, будет копошиться в лесной подстилке у самых ваших ног, занимаясь своими делами, внимательно обследовать каждый клочок земли, собирая спрятавшихся насекомых. Весной и летом в зарослях крапивы или ольшаника она неотступно сопровождает вас, напоминая о себе звонким потрескиванием, пока вы не покинете ее территорию. В осеннем лесу зарянка может долго преследовать грибника, быстро шныряя среди нижних сухих еловых веточек, лишь на мгновение застывая на каком-нибудь пеньке.
В светлом открытом лесу вы зарянку не встретите. Она выбирает темноватые, захламленные сырые урочища с кучами валежника и богатым подлеском. И может быть, не случайно любимый герой английского народа Робин Гуд, обитавший со своими стрелками в глухом и диком Шервудском лесу, носил имя этой птички. Ведь по-английски Робин – это зарянка. С зарянкой связана и такая старая английская легенда. В средние века жители туманного Альбиона считали, что мхом, который зарянки используют для постройки гнезда, они закрывают глаза погибших в бою безымянных воинов, проявляя последнюю заботу о них.
Испытывая явную тягу к человеческому обществу, зарянки яркие индивидуалистки. Пару птиц рядом можно увидеть разве что только в период вскармливания потомства. Свое гнездо зарянки строят либо на земле – в корнях деревьев, либо совсем невысоко над землей. Не боятся они селиться и рядом с жилыми постройками. На дачных участках они могут загнездиться в перевернутом ведре, углу сарая, каком-нибудь невысоко находящемся ящике. При насиживании и вскармливании не очень их беспокоит и присутствие людей. Яиц в кладке от пяти до семи, слетки довольно скоро становятся самостоятельными, и родители приступают ко второму гнездованию. Кстати, орнитологами замечено, что именно при втором гнездовании зарянки очень часто становятся воспитателями кукушат.
В конце лета в рационе зарянки все чаще появляются ягоды – черемуха, крушина, бересклет, смородина. Отлетают от нас зарянки очень поздно. Редко, но и в начале ноября еще можно видеть эту птичку, одиноко кочующую по предзимнему лесу, а октябрьским погожим деньком, когда пригреет солнышко, нет-нет да и прозвучит ее грустная песенка.