Не самое прямое, но связь существует ввиду намерения отдельных заводчиков и клубов подсадных уток обозначить и как бы закрепить документально экстерьерные признаки основных, как они считают, линий. В общем и целом по образу и подобию оценки экстерьера, например, охотничьих собак.
В наших самых разных охотничьих изданиях неоднократно публиковались статьи с описанием, и весьма подробным, экстерьерных характеристик линий манных уток. Признаки сходства и различия тех или иных частей тела птиц приводить не буду, это не столь важно. Тем более, скажу сразу, что считаю это делом несерьезным, хотя и держу постоянно криковых уток уже давно. Эти экстерьерные признаки очень схожи или почти повторяют друг друга, например семеновская линия и «Зорька».
Никто не может с уверенностью сказать, когда же конкретно зародилась охота с подсадной уткой, в каком веке. Во всяком случае, и мы об этом прекрасно знаем из литературы, в 19-м и почти до конца 20 века охота весной с манной уткой была очень популярна. Этот период хорошо отразили в своих произведениях многие писатели-классики нашей русской охоты, и, если не ошибаюсь, нигде нет описания экстерьера какой-либо линии.
В отличие от опять-таки охотничьих собак, экстерьер которых напрямую зависит от того, в каких природных и климатических условиях, на каких видах охот они будут использоваться, подсадных это не затрагивает.
Для нее, подсадной, работа мало чем отличается от, допустим, работы на юге Астраханской или на севере Архангельской областей. Разные климатические и природные условия этих отдаленных друг от друга регионов совершенно не повлияют на экстерьер подсадной, который от них не будет зависеть. Нельзя сказать, что воронежская линия по экстерьеру лучше приспособлена, допустим, для работы на севере Архангельской, а тульской линии опять же по экстерьерным характеристикам «прописан» юг Астраханской области или наоборот. Работа подсадной почти одинакова и весной, и осенью.
В свое время сотрудники Главохоты СССР провели своеобразный и одновременно очень интересный эксперимент. Манной уткой была обыкновенная инкубаторная, то есть белая, пекинская. Думаю, всем ясно, каких она размеров, почти домашний гусь. И, что самое интересное, подсаживались селезни, и неплохо! Их совершенно не смущал белый цвет «невесты».
Почти аналогично охотился грамотный воронежский охотник из деревни Переездное Василий Шопенский. Он высаживал хотя и крупную, но выведенную естественным путем пекинскую серую утку. Она работала своим природным басистым голосом, но от селезней, как рассказывал Василий, не было отбоя.
Этому еще способствовало и то, что в конце сезона утки организованно отошли на гнезда, и кавалеры болтались неприкаянные.
Как бы там ни было, это лишний раз говорит о том, что формы и какие-то внешние отличия манных птиц, в общем-то, мало влияют на процесс охоты. Даже если различия, по сути, огромны, сравнивая размеры пекинской и, так сказать, обыкновенной манной утки. И уж тем более, когда эти различия между линиями, которые мы пытаемся сформулировать, фактически не видны.
Ведь на самом деле все названия линий подсадных получили по территориальному признаку, где с ними в основном охотились и где этому в большей степени способствовали географические и природные условия. Названия линий говорят сами за себя. С воронежскими подсадными охотились на разливах рек Дон, Воронеж, Хопер, Битюг. Нижегородские манные утки в полной мере могли проявить себя на необозримых просторах Волги, ее притоках и т.д.
Само собой разумеется, отбирались на развод лучшие по голосам и стилю работы птицы. На это в первую очередь обращается внимание, это обязательно делается и сейчас. Все так, как и у охотничьих собак. Ведь даже если четвероногий помощник будет идеален по экстерьеру, но плохой работник, то ему место только на выставках. А охотников в глубинке, в Сибири и на Дальнем Востоке, вообще мало заботит форма собак, им требуется, в основном, содержание, их работа.
Обо всех этих несерьезных вещах, касающихся отличий линий, можно было бы поговорить и забыть. Но в этом просматривается тенденция к повышению стоимости манных уток. Что вы хотите, ведь у нас хотя и дорогие, но чистопородные особи. Процесс докатится до такого рубежа, когда появятся бюрократические условия обязательного показа птиц на выставках, дипломы, родословные. И без них, в угодья — ни-ни.
У нас на Родине наравне с традиционно плохими дорогами всегда присутствует вторая составляющая, которая с завидной регулярностью продолжает выдавать свойственный ей продукт. Мне уже приходилось приводить в пример бессмысленный со всех точек зрения спор на страницах нашей газеты, затеянный стрелком-стендовиком, о том, какой патрон лучше: самодельный или заводской? Смешно, но полемика плавно перетекала из номера в номер. Это то же самое, что спорить о том, какие дробовики лучше, горизонталки или вертикалки? Какие охоты лучше: зверовые, по перу, тихие? Ведь действительно абсурдно. Но смеялись не все, многим псковским охотникам, видимо, испортили охоту местные сотрудники УВД, запрещая к использованию самодельные патроны.
Как отмечалось выше, экстерьерная стандартизация линий подсадных уток ведет, вне всякого сомнения, к росту цен на них. Уже сейчас заводчики на вопрос, какие у них утки, без заминки отвечают, что практически все линии. Если какой и не хватает, то довезем. При этом внятно объяснить, чем одна линия лучше другой, не может да и не сможет никто. Остается только голый расизм, докатившийся и до уток. И в душе живет опасение, как бы сателлиты плохих дорог, которых в охотничьей отрасли пруд пруди, не выкинули в связи с этим какой-нибудь ошеломительный фортель, омрачающий охоту — с подсадной. Эти «государственники» мастера на всевозможные казусы, направленные против простого охотника. Очень бы этого не хотелось.
От редакции
Давно было замечено, что утки, обладающие яркими, доносчивыми голосами, способны подманить не только «холостяка», но и увести селезня из пары. Из таких уток произошли линии народной селекции, отличающиеся внешними признаками.