Творческий подход

Не перестаю удивляться миру, сказал кто-то из великих. Это применительно и к нашей газете. Открываю № 9 за этот год, читаю интервью, которое Виктор Гуров и шеф-редактор «РОГ» Сергей Фокин взяли у руководителя Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Антона Берсенева. Вот вопрос и ответ на него дословно.

 

Вопрос: Почему бы не отменить запрет на охоту на медведя в берлоге?

Ответ: Я знаю эту проблему. Первой мерой в этом направлении может стать возможное продление охоты на медведя до 31 декабря.


И вопрос, и ответ звучат как срез того хаоса, неразберихи и непрофессионализма, присутствующих в охотничьем хозяйстве нашей страны. Мы как будто живем на другой планете. Прошло всего несколько сезонов, как была наконец-то отменена одна из самых в корне неправильных и противоестественных охот — добыча в зимнее время медведя на берлоге. Отмена хотя и запоздалая, но, тем не менее, очень правильная. Слов нет, если попадает под выстрел медведь-самец, здесь все ясно и понятно. Охота непростая, тяжелая, опасная, зверь мощный и быстрый.


Но как быть, если отстрелянный зверь — самка с только что родившимися медвежатами? Это уже нельзя назвать охотой, а чистой воды варварство, ведь перспектив у оставшихся сиротами малышей почти нет. Охота на берлоге — это отголосок того давнего времени, когда медведь считался вредным зверем и стоял вне закона. Но ведь на дворе 21-й век! Ведь никому не приходит в голову застрелить утку на гнезде или с маленькими утятами.


Уже много лет я знаю одного костромского охотника, имеющего на своем счету большое количество добытых медведей. В основном на берлогах, когда разрешалось, и с подхода с собаками. Он признался однажды, что не смог сдержать слез, когда добыли крупную медведицу, а заглянув в берлогу, увидели, что на дне ползают четыре крохотных комочка. Даже для опытных охотников, видевших на своем веку многое, неправедная добыча самки-матери с маленькими детьми оборачивается настоящим ударом по охотничьей этике и совести.
У нас высокая численность и лисицы, и волка. В связи с этим нужно увеличивать пресс охоты на этих животных, но только здравыми методами, повторюсь, в соответствии с правилами. Зачем увеличивать сезон охоты на медведя до Нового года, ведь только ушли от этого, опять на берлогах будут неизбежно отстреливаться беременные самки, которым вскоре подошел бы срок щениться. Ведь беременных лосих не стреляют нормальные охотники.


Одним из самых эффективных, в смысле снижения численности, способов, являются организация привады и устройство засидок. Никаким другим методом вывести лисицу почти подчистую в какой-то определенной местности невозможно, а вот привадой эта задача решается легко.


В свое время у меня в округе было одновременно несколько привад на лисицу. Выбив зверей на одной, пересаживался на следующую. Но вот наступал момент, когда оставался без работы, гостей больше не было. Пришлые лисы появляются на приваде не раньше, чем через неделю, ведут себя на новом месте наивно и практически сразу же попадают под выстрел. Этот способ идеально подходит для любого региона, можно охотиться вблизи крупных городов, на свалках и скотомогильниках.


С волком все гораздо сложнее. Биология этого зверя такова, что он имеет гораздо больший район обитания. Поэтому редко посещает приваду еженощно, обычно раз в несколько ночей. Этот график еще зависит от фактора беспокойства. Что интересно, выдающиеся по размеру альфа-лисовины тоже посещают приваду по-волчьему. Охота на приваде на лисицу и волка из всех хищников самая сложная ввиду того, что эти звери очень осторожны, и ожидать их приходится обычно в холодное зимнее время.


Привада на медведя не представляет практически никакой сложности. Он охотно и часто нагло, сразу же, несмотря на дневной стук топора при устройстве засидки, выходит вечером или ночью на приваду. Ожидание зверя комфортное, так как охота проводится весной и осенью, почти всегда в теплое время года. Чтобы отстреливать медведя на овсах и приваде, нужно понимать этот способ и уметь правильно вписать в местный рельеф овсяное поле или приваду, грамотно и на нужной высоте построить вышки или засидки.


Со всей ответственностью заявляю, что подавляющее большинство устроителей этих охот, егеря и охотоведы, до конца не понимают сути этого метода, отсюда и неправильное размещение полей и вышек на местности. Мне не приходилось видеть ни одного правильно оборудованного вышками овсяного поля, хотя регулярно езжу на охоту в разные регионы. И самая главная ошибка устроителей в том, что вышки размещаются хаотично и произвольно, совершенно не учитывается направление ветра. Часто они ставятся на самом поле, что делать категорически нельзя. Из-за игнорирования направления ветра, основного фактора этой охоты, звери, имея мощное чутье, вовремя и издалека обнаруживают охотника. Коэффициент выхода зверей на неправильно оборудованные поля, думаю, не более 5–10% от возможных. Отсюда долгие и бесплодные ожидания зверя, отсюда нереализованные лицензии и рост популяции.


Комплекс привада — засидки в принципе одинаков для всех хищников, объектов охоты. Меняться может только расстояние от привады до засидок, в зависимости от того, с каким оружием охотник: нарезным или дробовым. Пишу о засидках во множественном числе, так как на одну приваду и на одно овсяное поле необходимы обязательно две засидки на одного охотника, они строятся по противоположным краям поля на опушке леса.


Очень важно направление ветра в процессе ожидания. Он обязательно должен дуть с поля или привады на засидку, в лицо охотнику и далее в лес. Только в этом случае зверь не сможет, повторяю, не сможет причуять караульщика, с какой бы стороны ни подошел. Подчеркиваю, что запах от человека уходит в кроны деревьев и в них растворяется. За направлением ветра необходимо постоянно следить. Если он во время ожидания зверя поменялся и дует из-за спины на поле и приваду, то нужно немедленно спуститься на землю, аккуратно и тихо перейти на засидку-дублер на противоположной стороне поля или прекратить охоту.


Высота засидок или вышек должна быть не менее 7 метров, это минимум, если лес хвойный. А в лиственном лесу можно забраться и повыше, запах человека в таком лесу держится дольше. В безветрие садиться не следует.


Все параметры засидок я вывел опытным путем. В свое время несколько сезонов этим занимался. Вел дневник, куда записывал все данные, касающиеся рельефа местности, типа и возраста леса, экспериментировал с высотой и расположением засидок. Анализировал разные направления ветра. Отмечал, при каком направлении ветра звери чаще или реже причуивают охотника. Вот из всего этого и вывелась необходимая формула, с помощью которой отстрелял сотни самых разных зверей и которую рекомендую охотникам на приваде и на овсах. Ведь овсяное поле, это та же привада, только занимает гораздо большую площадь.


По разным причинам звери плохо ходят на овсяное поле. В этом случае у устроителей охоты еще одна отговорка — хороший урожай ягод, и медведь плохо посещает овес. Такое может быть, но зверя легко можно привлечь на овес опять же привадой, хотя бы тухлой рыбой. Ради нее он будет игнорировать даже очень обильный ягодный урожай.
Кабаны хорошо отзываются на любимое лакомство, кукурузу.


Периодически сообщается в средствах массовой информации, что от бескормицы или по другим причинам медведи начинают выходить к населенным пунктам и беспокоить людей. Создаются бригады для отстрела опасных зверей, которые часто разыскивают их безуспешно. Если в этом случае не суетиться, а выложить хотя бы одну приваду с правильными засидками, то шансы отстрелять зверя будут гораздо выше при самых минимальных затратах.


От редакции.


Мы все боремся с волками, никто не обсуждает, что неэтично разорять логова этих хищников, где и добывается их основная масса. И уничтожаются, в основном волчата. Даже премии за них выплачивают. Причем за волчицу больше, чем за волка. К сожалению, автор не очень хорошо представляет особенности поведения медведя и его численность. Поясняем, у нас в стране медведя в три раза больше, чем волка. И сокращение охоты на хищника, у которого нет естественных врагов, это просто преступление. Мало того что он оказывает огромный прессинг на весь животный мир, он представляет опасность для домашних животных и человека. В 2012 и 2013 годах, к примеру, в Калязинском районе Тверской области, граничащей с Московской областью, погибли от медведей два человека.


Что же говорить об отдаленных регионах? Там счет погибших идет на десятки…
Кроме того, охота на берлоге в России — это исторический пласт культуры, воспетый писателями, поэтами, запечатленный художниками, и который сейчас мы утрачиваем.