Большая его часть посвящена деталям заключения охотхозяйственных соглашений и проведения аукционов на пользование охотничьими угодьями и содержит много юридических норм. Но так ли нужен нам закон, изобилующий избыточными юридическими нормами? Не достаточно ли было внести лишь несколько дополнений в закон «О животном мире» 1995 года, принятый, кстати, уже после распада Советского Союза? Не совсем понятно, зачем все время перегружать охотничье законодательство новыми изменениями, дополнениями и приказами, направленными прежде всего на ограничение охоты и ущемление прав охотников.
В связи с этим вспоминается первый законодательный документ об охоте, принятый в советском государстве. Это декрет «Об охоте», подписанный Лениным. Все о нем знают, но мало кто его видел. И как бы мы ни относились к большевитскому правительству и его главе, стоит признать, что тот декрет был по-настоящему охотничьим, четким и лаконичным. Принят он был в разгар войны, 20 июля 1920 года, представляет собой одну страничку машинописного текста с подписями председателя Совета народных комиссаров Ульянова-Ленина и управляющего делами СНК Бонч-Бруевича.
Сегодня, через 94 года после принятия декрета «Об охоте», мы решили опубликовать этот документ полностью, чтобы охотники могли сравнить его с современным законом «Об охоте...».
Редакция
ДЕКРЕТ «ОБ ОХОТЕ»
1. Регулирование охотничьего дела поручается Народному комиссариату земледелия.
2. На Наркомат земледелия по управлению делом охоты возлагается:
а) организация и ведение охотничьего хозяйства, включая разведение и охрану охотничьих животных;
б) направление и согласование деятельности местных органов управления охотой;
в) организация снабжения охотников орудиями производства, припасами и прозодеждой.
3. Для осуществления изложенных задач Наркомат земледелия:
а) издает инструкции и обязательные постановления по всем вопросам охотничьего хозяйства;
б) учреждает заповедники, заказники, зоофермы, охотничьи парки и питомники пушного зверя, птицы и охотничьих собак;
в) производит обследования состояния охотничьего промысла, ведет учет и статистику охотничьего хозяйства, созывает охотничьи съезды, организует лаборатории, опытные хозяйства и т.п. учреждения, издает журналы, отчеты и т.п. печатные труды;
г) учреждает особые отряды для истребления хищных и вредных животных;
д) организует специальную охотничью стражу;
е) направляет и контролирует деятельность охотничьих объединений;
ж) устраивает склады предметов охотничьего снаряжения.
4. Все сделки на право охоты, не подтвержденные подлежащими органами Наркомата земледелия, недействительны.
5. Правом производства охоты пользуются все граждане РСФСР, достигшие совершеннолетия.
6. Удостоверением на право производства охоты на всей территории РСФСР служат членские билеты охотничьих союзов, зарегистрированных в Наркомате земледелия, а в районах, где союзов еще нет, — охотничьи билеты, выдаваемые органами Наркомата земледелия.
7. Охотничьи билеты выдаются бесплатно и не подлежат оплате гербовым сбором, равно как само право охоты не может облагаться никакими налогами.
8. Охотничьи билеты дают их владельцам право на хранение и пользованием охотничьим ружьем, огнестрельными припасами и орудиями лова в количестве, необходимом для личного употребления, каковые предметы у имеющих билеты реквизиции не подлежат.
9. Лица, имеющие охотничьи билеты, имеют право производить охоту повсевместно за исключением населенных мест, усадебных участков, заповедников, заказников и других участков, где охота регулируется особыми правилами.
10.Подробные правила производства охоты, надзор за соблюдением этих правил, перечни зверей и птиц, запрещенных и разрешенных к добыче, а также сроки, в кои охота разрешается, устанавливаются Народным комиссариатом земледелия.
11.Надзор за соблюдением охотничьих правил возлагается на:
а) органы местной милиции и лесной администрации;
б) охотничьи администрации;
в) всех граждан.
12. За нарушение охотничьих правил виновные подвергаются законной ответственности.
Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов-Ленин, управляющий делами Совета народных комиссаров Владимир Бонч-Бруевич.
Москва, Кремль,
20 июля 1920 года