Лето тогда выдалось рекордно жарким и сухим. Лесные пожары: зло или благо? Вроде бы ответ очевиден. Но не все так просто. Пожары необходимы в природе. На местах гарей, начинающих зарастать мелколесьем, пасутся лоси, кабаны и другая дичь. Другой вопрос, что вместо пожаров подобный эффект достигается рубкой поспевшего леса. Да, лес поспевает, как яблоки или клубника, и его необходимо рубить. Вопрос в том, что оставляют после себя лесорубы: танковый полигон с горами гниющей древесины или рекультивированные участки нового леса? Но это тема для отдельного разговора.
Сейчас поговорим о пожарной безопасности.
Раньше производилась опашка лесов, но в середине 90-х, с полным развалом, она прекратилась. В последние годы вроде бы возобновилась. Но этого недостаточно. Раньше прорубались противопожарные просеки, убирался валежник и сухостой, лесные дороги поддерживались в приемлемом состоянии. Но с общим развалом хозяйства это делать перестали. И вот результат. В 2010 году пылали леса в Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Московской и других областях. Пожары тушить некому, невозможно добраться до очагов пожаров, нет воды для тушения. И это не только в лесах, но и в населенных пунктах!
Я еще помню старый, дореволюционный пожарный сарай в деревне. Мой дедушка (царствие ему небесное!) пояснил мне, что в этом сарае находился пожарный инвентарь для добровольной пожарной дружины. Более того, пожарная дружина нашей деревни заняла первое место в конкурсе пожарных дружин по Калязинскому уезду (тогда мы относились к Тверской губернии) и была премирована еще одной пожарной помпой.
Где теперь сельские пожарные дружины? Разогнали! Сэкономили? В Марийской Республике тысячи гектаров горящего леса тушили 263 человека! Сэкономили? Проблема в нынешней ситуации в том, что нет у людей возможности тушить пожары — техники нет. А если бы была техника: мотопомпы, огнетушители, багры, средства транспортировки и др., то местные да и приезжие могли бы и свои дома отстоять, и в тушении лесных пожаров участвовать. Были бы подобные пожарные сараи в деревнях, была бы в них немудреная пожарная техника, было бы расписано, как раньше, кто с чем на пожар является, мне видится, что ситуация была бы не столь трагична. Я понимаю, что в Подмосковье, в деревнях, в основном пенсионеры. Нет рабочих мест — нет молодежи. Но в других-то местах мужики еще сохранились.
Вот тут в беседе с президентом министр МЧС поднял вопрос о пожарных прудах в садовых товариществах. Да, подобные водоемы жизненно необходимы, и не только в садовых товариществах, но и во всех населенных пунктах, где нет пожарного водопровода. Есть подобные водоемы и в моей родовой деревне. Их четыре. Копаны они вручную моими предками. Ранее по всей деревне была система канав, отводившая воду в эти пруды. Нет теперь этой системы. И пруды эти никто вот уже более тридцати лет не чистит. Кто должен этим заниматься? По-моему, государство. Больно уж дорогое это удовольствие. Да и рытье пожарного водоема недешево. На кого возложат эти обязанности в садовых товариществах? На нас с вами. Подобные водоемы необходимы и в лесах. Если пожар случится, то где воду в лесу брать? До ближайшей речки километры, а с разбитыми и заваленными валежником лесными дорогами и десятки километров. Необходимо копать около дорог, по низким местам небольшие пруды. Там постоянно будет вода. Таких мест, в том же Подмосковье, достаточно. Опять же, рабочие места, что немаловажно. И дом для водоплавающей дичи. Леса чистить надо. Кто этим займется? Арендаторы? А им-то это зачем? Их задача собрать урожай спелого леса. В следующий раз лес поспеет лет через 100-120. Опять это задача государства. И возможность создать рабочие места для местных. Выходя из кризиса тридцатых годов, США создали сеть дорог по всей стране, создав рабочие места для своих граждан. Может, попробовать применить подобный опыт и у нас? Да только это глас вопиющего в пустыне — никто его не услышит. У нас экономить могут только на безопасности народа. А господа Абрамовичи наши деньги, выделенные им на поддержание бизнеса во время кризиса, в иностранных ресторанах проедают!
Да, трудное выдалось лето 2010 года. Открытие охоты отложили в Подмосковье до сентября. А к открытию некоторые виды болотно-луговой дичи уже покинули Подмосковье. Хоть и роптали охотники, что не используем мы давно на охоте дымный порох и газетные пыжи что могут привести к пажару, но разве мы редко видим на открытии охоты «лежбища котиков», как я это называю? Когда горит костер, а вокруг возлежат в различных позах нетрезвые охотнички, ожидающие утренней зорьки? Далеко ли тут до пожара? Поэтому мы понимали, что запрет охоты - форс-мажорные обстоятельства. Пришлось потерпеть, подождать отложенного открытия.