Хотелось бы напомнить нашим западным коллегам, что именно этот «электорат», хоть и досталось ему это нелегко, но, обладая хорошими охотничьими навыками, загнал и придушил фашистского зверя в его логове. Этот видоспецифичный «электорат» расцветал при проповедях Сергия Радонежского, «гневных и обличительных» речах Минина и Пожарского. Расцветал и ободрялся, узнав о назначении командующим русскими войсками князя Михайло Илларионовича Кутузова; слушая сводки Совинформбюро в Великую Отечественную и сообщения ТАСС о полете в космос Гагарина; а совсем недавно — при возвращении Крыма.
У Путина свой электорат, а у Зверя — свой… С этим ничего не поделаешь. Так было и так будет. И чтобы Зверь снова не пришел в наш дом — а он вновь выполз из тьмы, набирается сил и уже «стоит у ворот», — нужны речи и нужны дела.
Невыполненное поручение президента
Одним из таких неотложных дел в охотничьем хозяйстве, безусловно, является исполнение пункта 3 поручения Президента РФ от 18.09.12 № Пр-2506 по обеспечению деятельности не менее трех охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании, на территории которого имеются охотничьи угодья. Если перевести это с чиновничьего языка на охотничий, то видно невооруженным глазом, что это поручение направлено на возрождение охотнадзора. Без охотнадзора нет охотничьего хозяйства и хороших охотничьих навыков у «электората», зато есть легальное и нелегальное браконьерство и огромный клин, вбиваемый между Путиным и весомой и самой здоровой частью этого «электората». Почему, спустя два года, поручение президента так и осталось невыполненным? Почему Минфин не может найти на субвенции регионам весьма скромные по российским бюджетным меркам 1,3 млрд рублей? Двухлетняя переписка Минприроды с Минфином и Минрегионразвитием закончилась безвременной кончиной последнего и продолжающимся «развитием территорий, свободных от охотнадзора» — браконьерским полем чудес. На заседании рабочей группы Правительственной комиссии по «бюджетным проектировкам» на 2015 год и на плановый период, проведенной в Минфине РФ, вопрос «о выделении дополнительного финансирования переданных полномочий в области охоты…» был снят по инициативе Минфина… Но, к примеру, вполне могут найтись деньги на замену крышек канализационных и прочих коммуникационных люков в Первопрестольной с еще советской символикой и которые могут простоять еще лет сто, на новые, в одном из вариантов — с Георгием Победоносцем. А не обидется ли? Не ткнет ли копием кое-куда? Возрожденному охотнадзору порадовался бы. Там, на небесах. Или, например, для перевозки щебеня и песка будут по-прежнему закупать многотонные (в прямом и переносном смыслах) мерседесы, хотя можно обойтись более дешевыми hyundai или камазами.
Тайге нужен хозяин
Многие читатели «РОГа» наверняка помнят последние публикации В. Дежкина, одного из отцов закона о животном мире, и его воистину крик души: «…ликвидация института районных охотоведов — свершившееся государственное преступление...». Почти три тысячи районных охотоведов, в большинстве своем люди с высшим образованием — еще тем, советским, оказались ни у дел. Это был тот «офицерский корпус», который позволял решать самые сложные вопросы в охотничьем хозяйстве. Наиважнейший из них — связь науки с практикой и организация охраны и мониторинга ресурсов охотничьих животных. Этот вопрос и сейчас является номером один, и выполнение поручения президента — решающий шаг в возрождении этого основополагающего института. В своей валдайской речи президент, обозначив хозяина наших охотничьих угодий, заметил, что в свои угодья Хозяин никого не пустит. Но Хозяину-медведю нужна опора, и ею может и должен стать новый «офицерский корпус», началом создания которого и должно стать безусловное выполненное поручение президента. Наш российский охотник: русский, татарин, якут, ненец или эвенк — главная фигура в наших охотничьих угодьях. Вот кто был, есть и будет главным субъектом, участвующим в сохранении всего разнообразия наших охотничьих животных. Только не надо морочить ему голову импортным эрзац-мониторингом, сказками о белохвостом олене и бредом о том, что наши лоси будут «стратегически» размножаться, как лемминги.
Хозяину нужна Главохота
Нынешний статус охотничьего хозяйства, профессиональные и человеческие качества его руководства не позволили и не позволят успешно бороться с оппонентами за выполнение поручений президента. Вы не верите? А как быть с самоотверженной борьбой нашего департамента за интересы «потребителей» нашего «охотничьего ресурса», находящегося по ту сторону «миграционной трубы» и откровенное замордовование своего «таежного» потребителя «нанотехнологиями» в регламентации охоты? Нам корешки — камнешарки и мородунки с водяными полевками, «гуманные» капканы и запрет на весеннюю охоту при отсутствии реального мониторинга, а партнерам вершки — ни чем фактически не регламентированную охоту на вальдшнепа, гусей и уток? Так и взращивается «электорат» Зверя. «Таежному» потребителю, путинскому электорату, нужна национально ориентированная Главохота, а не новое издание охотничьих опиумных войн, когда в ход идут гуманные капканы, «яровизация» охотничьей науки на гринписовский лад и гринписовские же «отличники охотничьего хозяйства», пиарющие двойной стандарт в использовании евразийских мигрирующих ресурсов пернатой дичи. В лучших западных традициях распределения ролей между юпитером и быком.
Однако, обнаружив Зверя у своих ворот, российское общество опять сосредотачивается и сплачивается в лучших традициях, присущих русскому политическому инстинкту. Жить в обозримом будущем «лежа на боку», надеясь на золотого петушка, как заметил бы наш великий поэт, вряд ли получится. Нужно мобилизовываться. А то случится конфуз, который однажды уже случился на реке Калке с одним из предков Александра Сергеевича по русской линии после сокрушительного разгрома татаро-монголами. Где он, на пиру победителей «…и был раздавлен, как комар задами тяжкими татар…». Выполнение же поручений президента или их невыполнение — замечательный тест на принадлежность к тому или иному «электорату», да и самой тайги — «медведю» или «всему мировому человечеству» под руководством юпитера.