На весенних разливах с подсадной

Весна в этом году какая-то странная. Теплынь почти с самого Нового года. Снега выпало мало, и по этой причине буйного половодья не предвидится. Но я жду весеннюю охоту, жду волнующего шварканья крякового селезня, кружащегося над подсадной уткой.

Увидев и услышав это незабываемое чудо, сердце какого охотника не встрепенется и не возликует!

Охота с подсадной одна из самых увлекательных. Она по богатству красок и впечатлений не уступает другим охотам. Этой охоте посвящено много прекрасных рассказов. Наслушавшись и начитавшись их, перед охотником встает вопрос, как и где поохотиться? Охоту с подхода отметаем сразу. Она весной запрещена. Остается традиционная охота с подсадной. В охотничьих хозяйствах, как общественных, так и коммерческих, подсадных уток на всех, как правило, не хватает. Да и те, которые имеются, порой оказываются неподготовленными: не «обкупаны», не «вызорены», худы и с плохими голосами, а то и вовсе молчуньи. Такая утка на воде быстро намокает и рвется на берег. Были случаи гибели птицы от намокания и переохлаждения. Следует помнить, постоянное преследование, необратимые изменения в природе, связанные с хозяйственной деятельностью, накладывают отпечаток на поведение диких животных. И чтобы выжить, они вынуждены приспосабливаться. В полной мере это относится и к утиному племени. На всем пути пролета, от южных рубежей Отечества и до самой тундры, под птицами торчат тысячи стволов, изрыгающих горячий свинец, пугающих их «громом и молнией».

Для того чтобы охота была успешной, необходимо иметь подсадную утку. Почему? Объясню. В прессе идут разговоры об охоте весной на селезней только с подсадной, и в ближайшие годы это наверняка станет реальностью. Так что пора обзаводиться хорошей подсадной, а в наше время это не так просто. Помните, подсадная — залог удачной охоты, я бы сказал — душа охоты. Так и была выведена порода охотничьих уток, характеризующихся большой склонностью к общению со своими сородичами и страстностью в период спаривания. В послевоенное время славились тульские, пензенские, тамбовские, орловские, воронежские и подсадные из других областей. Охотники гордились своими питомцами и плохую утку не предлагали. Да это было и невозможно, так как все «утятники» в округе знали друг друга. Списывались по почте и ездили приобретать уток «на племя». Но пришли другие времена. Весенняя охота не во все годы открывалась, появились «защитники» природы и гонители весенней охоты. Знаменитые породы подсадных уток оказались мало востребованными, кое-где начали чахнуть.


Какой быть утке


В настоящее время появились люди, занимающиеся выращиванием подсадных уток в массовом порядке. Казалось бы, проблема решается. Но их работа больше похожа на дичеразведение. Хочешь не хочешь, а придется обзаводиться подсадной. Я свою утку держу у знакомого охотника Вячеслава в деревне. Он уже с марта начинает готовить уток к охоте. Некоторые мои товарищи купили уток и держат их у местных жителей или в охотхозяйстве по договоренности. Нередко они приглашали меня и Вячеслава послушать их подсадных. Мы вместе отправлялись на ближайший водоем, там высаживали утку на воду и наблюдали за ней. Утка первым делом принималась теребить непривычную ей ногавку, завидев мимо пролетающих чаек и ворон, она пугалась и льнула к воде, шарахалась при звуке выстрела. Видя все это, мы говорили им, что утку, подобно подружейной собаке, надо «натаскивать», то есть приучать к охоте. Недостаточно того, что утка «зевластая», и не факт, что на ее зов пожалует селезень. Некоторые подсадные, активно подающие голос, почему-то игнорируются селезнями, а к какой-нибудь невзрачной, с хрипловатым голоском так и льнут. Хорошая подсадная не должна бестолково кричать, а подавать голос, сообразуясь с обстановкой. Она должна обладать врожденными манными качествами, и многое зависит от ее опыта охоты.
Мне в далекой молодости удалось купить такую утку. Я ее назвал Катькой и всех последующих уток нарекал только этим именем, в честь их далекой предшественницы. Если селезень осторожничал, не подплывал к ней, то Катька как-то потешно приседала, качала головой, вытягивая шею, слегка хлопала крыльями, опускала нос в воду, щелочила им, как бы демонстрируя, смотри, мол, как здесь много корма и какой он вкусный, плыви сюда. И тот плыл!


Подготовка


С марта надо приступать к подготовке утки. Если охотник содержит несколько уток, то с началом активного ухаживания селезня за утками его следует отсадить (отгородить сеткой). С появлением первых луж и в теплую погоду уток выпускают на воду, где они купаются. Выйдя на сухое, утки охорашиваются, клювом перебирают и смазывают жиром копчиковой железы оперение. Четыре-пять таких «ванн» по 30-40 минут, и утка «обкупана». После таких процедур, будучи высаженной на воду, она не будет намокать и тянуться к берегу. Теперь подсадную надо «вызорить». Для этого необходимо несколько зорь (утром и вечером) посидеть с нею в приготовленном для охоты шалаше. Вы увидите, что за помощница у вас. Только смотрите, чтобы какой-нибудь шустрый селезень ее не потоптал. Охотник должен разбираться в сигналах, подаваемых уткой. Вот она разок-другой крякнула и замолчала, словно прислушиваясь. Повертелась из стороны в сторону и опять подала голос. Потом еще и еще. И над сонным разливом понеслись размеренные призывы. Утка оповещает своих собратьев о своем присутствии и готовности к общению. Охотники такой сигнал называют «квачкой». Вдруг подсадная, прервав свою неторопливую «квачку», зашлась частыми азартными криками. Она услышала ответное «жвяканье» селезня и приглашает кавалера. Это она подала голос в «осадку». Будьте начеку! Обзаведясь подсадной и подготовив ее, это еще не означает, что охота будет добычливой.


Место охоты


Казалось бы, чего проще — высадил утку на воду, забрался в шалаш, сиди себе и жди селезня. Хочу предупредить, успех охоты зависит и от таких факторов, как выбор места устройства шалаша и состояния погоды. В район охоты желательно приехать хотя бы за день-два до открытия и понаблюдать, как ведут себя утки. Определить направление их лета. Выбранное место должно отвечать целому ряду требований. В первую очередь, чтобы оно нравилось уткам и они там часто встречались. Вода должна быть не заросшей травой и кустами, иначе в них будет путаться высаженная утка, также не должно быть быстрого течения, чтобы не уносило битых селезней. Шалаш строится в 3–5 м от воды и маскируется под фон местности. Он должен быть просторным и позволять маневр ружьем. Верх шалаша закрывается, чтобы не было соблазна выстрелить по селезню влет. Место расположения шалаша должно исключать возможность скрытого подхода к утке шатающихся по угодьям «вольных стрелков». Не следует забывать и о пернатых «охотниках». Хотя подсадная сама бдит «за воздухом», но и охотник не должен расслабляться. Для охоты самыми благоприятными являются тихие и теплые зори. В такие дни утки особенно активны, и есть возможность успешно поохотиться.


Открытие


Спешим. Вот и шалаш. Высаживаем утку на подготовленное место и наблюдаем за своей помощницей. Утка пока купается, плавает молча, вслушиваясь и всматриваясь в окружающий мир. Несколько раз крякнула, помолчала, словно проверила, как получается. Снова подала голос, а потом еще и еще. Над берегом, еще укутанным сумраком, понеслись размеренные призывы, приглашающие зеленоголовых красавцев на свидание. Охотника охватывает легкое возбуждение — заработала! Разгорается заря, и утренний свет раздвигает пространство. Вдруг, ох уж это вдруг! Подсадная, прервав неторопливое покрякивание, заголосила в «осадку». Она услышала селезня. Страстный голос подсадной завораживает. Охотник пытается увидеть того, ради кого весь этот концерт. Слышится долгожданное «жвяканье» крякового селезня и ласкающая слух мелодия «фи-фи-фи» упругих и сильных крыльев, и вот зеленоголовый красавец, с белым подворотничком на шее, выставив вперед оранжевые лапки, проскальзывает коричневой грудью по воде и замирает. Выстрел — и селезень распластался на воде. Охотник расслабился, озирается по сторонам и, наконец, замечет окружающую красоту раннего утра. Новая страстная «осадка» прерывает лирическое созерцание природы.


Селезень на широких кругах облетает подсадную и усаживается метрах в пятидесяти от шалаша. Что-то его насторожило. Он затевает «переговоры» с уткой. Та сладострастным голоском «Клеопатры-соблазнительницы» приглашает его к себе. Делает несколько попыток подплыть к нему. Но привязь не дает хода. Утка припадает к воде, зовет, но селезень непреклонен, крутится на месте, не подплывает. Еще немного поманив утку и видя, что она не идет на сближение, улетает. Наверняка побывал под выстрелом. И такие случаи в конце сезона нередки. Обстрелянный селезень чувствует, что одиноко сидящая утка представляет опасность, и не решается к ней подплывать. Для таких особо «образованных» я метрах в 5–7 высаживал за кустом или широкой кочкой селезня, чтобы подсадная и он не наблюдали друг друга. «Дикарь», видя соперника, не выдерживал, плыл к утке, а то и подлетал к ней, лишь бы опередить собрата. Вот такова она охота с подсадной уткой.