Учеты окладом: из практики охотоведа

Хочу обратить внимание на сложности, возникшие при практическом исполнении рекомендаций методики многодневного оклада. Благая цель со стороны государства понятна — повышение достоверности учета. В недалеком будущем охотпользователей обяжут пометить чипами сначала лосей и кабанов, затем — всех остальных животных…

Выполнять требования государства нужно, однако хотелось бы, чтобы выполнение работ по государственному учету объектов животного мира тем, либо иным образом компенсировалось исполнителям работ.
Ранее в нашем небольшом хозяйстве, 9 тыс. га, ЗМУ выполнял охотовед-практик. Он за два дня проходил или проезжал на снегоходе отведенные нам 11 км общего по району маршрута и оформлял отчет. Когда появилось требование о применении навигатора, то стали выполнять работу вдвоем за те же два дня.


Сегодня уже нужны специалисты не только с биологической практикой. Сначала нужно разобраться с методикой, в которой заложены малоизвестные научно-методические труды, расчеты по которым без математического образования и не выполнить. Сложность также в том, что недостаточно примеров для учета и оформления отчетов, имели место ошибки и описки в тексте методики. Не разработаны авторами и программы для оформления результатов учета, не предусмотрели даже шаблонов электронных таблиц, которые пришлось разрабатывать самостоятельно, и целый ряд других проблем на которых остановимся ниже. Все это в конечном результате выливается в дополнительные, не предусмотренные никакими сметами расходы. Как были бы оценены эти новации, если бы государственный учет проводился на бюджетные деньги?


Как проводили ЗМУ

Однако задача поставлена и ее требуется выполнить. Изучили методику, нанесли на карту схемы окладов, для нас в задании их должно быть не менее 14. Камеральные работы на этом этапе не завершились, т.к. по ряду вопросов пришлось дополнительно разбираться и консультироваться у специалистов краевой инспекции, благо, что там грамотные и неравнодушные к своему делу люди. К примеру, достаточно долго разбирались и выбирали вариант определения площади леса — в методике таких рекомендаций нет. Обратились к специалистам лесного хозяйства — там иные цели оценки лесных массивов, в охотустройстве цифры устарели, карты и спутниковые снимки тоже не новые — как с ними работать? Бывшие поля заброшены, на них березняки 5-6 метров, к чему их относить, к лесу или к полям? Еще одна сложно решаемая на практике проблема — во многих местах существующие дороги и просеки (квартальных практически нет) не позволяют проложить треки согласно заданным условиям, только по сплошному массиву, а там не всегда можно пробраться на лыжах, тем более на снегоходе.


Так первый этап работы, не без помощи отдела охотхозяйств Государственной инспекции по охране и использованию объектов животного мира Пермского края (далее- инспекции), прошли и стали смотреть прогноз погоды, это тоже важный фактор. Дождались первый день полевых работ. Чтобы не допустить ошибок на треке, запланировали выезд на снегоходе двух учетчиков с использованием компьютера и навигатора для того, чтобы была возможность перерасчета площади прямо на месте, если не удастся точно проехать по запланированному маршруту.


Проехали первые два оклада, проверили площади, все в норме, менее 100 га, а третий оклад оказался более нормы, его пришлось уменьшать, стирать старый трек. Так как оклад в группе, пришлось прокладывать путь через сплошной лес и сдвигать два других оклада. Девятый трек заканчивали уже затемно, остальные пять отложили до следующего этапа.


Все четыре дня погода благоприятствовала нам, и за световой день мы успевали выполнить учет и даже снимать следы лося на фотокамеру с увязкой координат спутникового навигатора. Следы кабанов на тропе не определяют их количество, но показывают направление к кормушкам, поэтому данные позже были уточнены с фотокамер, установленных на них.


Вторая часть окладов отрабатывалась труднее, так как стал образовываться наст, свежего снега не было и заячьи следы плохо различались при движении; это обстоятельство замедлило скорость учета, возможно, допускались пропуски. Затем два дня ушли на подготовку отчетов и еще два на устранение замечаний охотинспекции. Как отметил консультант отдела охотинспекции, еще ни один отчет с первого раза не сдавали. По итогам зимнего учета есть предложения к разработчикам и идеологам методики по некоторым критериям и порядку исполнения.


Если первоначально мы планировали все 14 окладов отработать одномоментно, то практика подтвердила ошибочность этих расчетов. Мы предполагали, что 14 окладов по 4 км это менее 60 км плюс переезды 15 км, итого — до 75 км в день. Фактически первый этап из 9 окладов — 54 км, второй из 5 составил фактически 32 км, или всего 86 на 4 дня — 344 км на угодья размером 9 тыс. га. Только прямые затраты составили более 40 тыс. рублей, или более 20 процентов годовых расходов на содержание хозяйства. Ранее — маршрут 22 км за два дня и расходы только на топливо.


Наши предложения


По нашему мнению, достаточно 7-8 отдельных (не групповых) окладов без существенного влияния на результат, так как итог вычислений в большей степени зависит от площади леса, а не от учетных данных. Соответственно и расходы как в абсолютных цифрах, так и относительно к площади угодий будут сопоставимы с затратами больших хозяйств на учет маршрутным методом учета.
По методике площадь окладов может быть меньше до 100 га, а в большую превышение не допускается. Считаем, что необходимо разрешить превышение на 20-30 процентов с учетом существующих дорог и просек, чтобы не ломиться через лес и кустарники. Условие равномерного распределения окладов по исследуемой территории практически невыполнимо. Как я уже отмечал ранее, квартальных просек нет, 14 окладов с интервалом в километр не укладываются по территории, да и сами оклады с учетом площади леса (по расчету) должны быть не менее 90 и не более 100 га. Это крайне трудновыполнимое на практике условие.


Поэтому предлагаем располагать оклады на территории исходя, прежде всего, из местных условий, и согласовывать с межрайонным охотоведом и отделом охотинспекции, т.е. делегировать исполнение условий равномерности региональным инспекциям. Площадь леса, как среды обитания, для учетного вида предлагаем закрепить постоянно, исходя из принятого в расчетах 2015 года, и использовать в дальнейшем для сравнения динамики численности и накопления статистических данных по годам.


Для повышения качества методических материалов предлагаем дополнить максимально подробным описанием примеров документов по тестовому хозяйству, обязательно с примерами смежных участков, расчетов сил и средств на проведение работ. Разработать и приложить к методике программу для проведения учета, планирования маршрутов, формирования отчетности и представить ее всем охотпользователям. Идеально было бы предусмотреть возможность сдачи отчетности в электронном виде в этой же программе. В целях повышения объективности учета (всеми методами) предлагаем делать снимки каждого следа лося, кабана и др. с геопривязкой, благо, любой современный телефон может это делать.


Считаю, что открытое обсуждение проблем учета и корректировка нормативных документов по результатам практической работы должны повысить и качество, и точность проведения учетов, снизить затраты на его проведение и обработку полученных данных.