Они адаптированы к специфичным климатическим условиям и годовым изменениям уровней воды в дельте реки Волги.Весенней охоты в Астраханской области не проводится, но в большей степени на воспроизводство дичи влияет здесь состояние с водонаполнением рек и обособленных водоемов.
О весеннем паводке этого года, о его маловодье автор писал в «РОГ». Спасибо всем читателям, которые откликнулись на данную публикацию. Маловодье, конечно же, нарушило экологический баланс в Волго-Ахтубинской пойме. Ведь пойма — это как бы естественный воздушный фильтр для региона. Кроме того, она единственный в России биосферный резерват ЮНЕСКО. Именно поэтому она включена в сотню особо охраняемых природных территорий земного шара.
Ихтиологи предсказали, надеемся ошибочно, что этой весной отнерестилась только четверть заходящей в пойму рыбы. Причины произошедшего маловодного весеннего паводка достаточно известны нашим читателям. В немалой степени на это повлияла и зарегулированность Нижней Волги Волжско-Камским каскадом водохранилищ и гидроузлов.
Воспроизводственные циклы охотничьих ресурсов зависят от режима сброса воды в Волго-Ахтубинскую дельту с Волгоградского гидроузла.
Пришла вода в места традиционного гнездования водоплавающих, и увеличится их популяция. А если воды нет, то высыхают ильмени, а дичь откочевывает на новые места. Если они есть…
Составить определенную картину состояния с водонаполнением Волги и других рек региона позволяют не только личные наблюдения автора, но и официальные сведения региональной власти и СМИ. Для нормального обводнения поймы пиковые сбросы во время половодья должны быть 28–30 кубометров в секунду и держаться хотя бы неделю. В этом году этого не случилось.
Сейчас вода пришла в большие проточные водоемы региона, но не улучшается положение дел с высыханием ряда обособленных водоемов, прежде всего западных подстепных ильменей (ЗПИ), где еще десяток лет назад были одни из лучших осенних охот на водоплавающих.
В последние годы федеральные и региональные природоохранные структуры проводят определенную работу по обводнению ЗПИ и пропуску в них паводковых вод. Убирают, но не такими темпами, как бы хотелось, всевозможные дамбы и завалки. Но часто, кроме этих преград, ильмени соединены между собой канавами и ериками. Для того чтобы наполнить их водой, надо наполнить постепенно все из них. А для этого нужна вода из Волги… Поэтому-то жутко смотреть из иллюминатора приземляющегося самолета в аэропорту «Нариманово» на высыхающие ЗПИ, где прошло немало хороших охот в конце прошлого века.
Готовясь к будущему сезону охоты, специалисты региональной Службы природопользования и охотпользователи провели в период с 10 апреля по 11 мая учет водоплавающей дичи. Подвели итоги и сезона охоты на этот ресурс в прошлом сезоне. Ознакомился с итогами работы региональных специалистов охотничьего хозяйства и автор.
Скупой язык цифр показывает следующее положение. Лебедей в охотугодьях в период гнездования насчитали 20 898 (норма добычи в прошлом осеннем сезоне составляла 23 270 особей с учетом приплода).
Серых гусей, соответственно, 15 540 (15 576), уток разных — 161 303 (171 839), лысух — 77 682 (72 514).
Весенний учет, к примеру, показал достаточно высокую численность кряквы — 54 188 (норма добычи в прошлом сезоне составляла 49 332 особи). Серой утки, соответственно, 26 330 (22 816), красноголового нырка — 16 876 (13 565), огарь — 11 730 (10 778), красноносого нырка — 25 588 (22 954), гоголя — 4438 (4 260), широконоски — 1426 (1 068).
Несколько меньше, чем в прошлом году, насчитали чирков — 41 382 (42 074).
Обобщение результатов добычи водоплавающих за прошлый охотничий сезон показало, что запланированные нормы добычи не были выполнены практически по всем видам и в большинстве охотхозяйств.
Уток разных видов охотники добыли 34 441 (норма добычи составляла 171 839), серого гуся — 1063 (15 576), лысух — 5050 (72 514) и лебедей — 1271 (23 270).
Даже исходя из того что охотпользователи вернули в Службу далеко не все выданные им разрешения, результаты охоты прошлой осенью были скромные.
Поэтому в который уже раз хочется, чтобы «радетели российской природы, птиц и зверюшек» — противники охоты — тоже узнали об этом. Ведь даже эти, далеко не полные, результаты за прошлый охотничий сезон впечатляют. Даже в Астраханской области, с ее некогда богатыми местными охотничьими ресурсами, ежегодно добывается лишь ничтожно малая часть летящей через этот регион на зимовку в другие страны водоплавающая дичь. Комментарии, думаю, излишни.
Проводились летом в области и выпуски в угодья выращенной молоди уток. Так, в июне в естественную среду обитания на территорию ФБУ ГООХ «Астраханское» было выпущено 540 молоди крякв.
В июле здесь же выпущено 145 выращенных на дичеферме хозяйства серых куропаток.
Проводились сотрудниками Службы и охотпользователями учеты гнездящихся голенастых и веслоногих птиц, фазана по брачным крикам и даже серой вороны.
С начала года на территории области продолжалась работа по регулированию численности волка и шакала. Проводится отстрел кабанов с целью мониторинга ситуации с АЧС.
Не все получилось с регулированием численности большого баклана. Не нашлось средств на отстрел нелетного молодняка этого вредителя рыбных запасов в июне на территории Володарского, Камызякского и Икрянинского районов. По распоряжению Службы предполагалось добыть 43 128 молодых хищников.
Хочется надеяться, что регулирование численности большого баклана на территориях рыборазводящих хозяйств, намеченное Распоряжением Службы на период с 8 июня по начало охоты, все же будет выполнено. Ведь уничтожение хотя бы какой-либо части из 50 000 особей этой хищной птицы может существенно отразиться на положении с рыбным богатством.
С началом осенней охоты к борьбе с большим бакланом подключатся и охотники-любители. В прошлом охотничьем сезоне ими было добыто 2560 бакланов.