Но упоминание о районном центре и соседнем селе есть в истории аж с 15 века. И под немцем была деревня, рассказывала бабушка Шмелиха, как ее и дочку малолетнюю и многих других из местного населения пешком до Белоруссии фрицы гнали. И советское время деревня пережила относительно благополучно, было тогда в деревне людей много и работа для них была. И в смутные 90-е выстояла. Вот тогда-то, бросив Москву, переехали наши родственники, сестра Ольга с маленьким сыном и с мужем, жить в эту самую деревеньку. К земле поближе. На натуральное хозяйство. Да так и остались, что ныне другой жизни и не представляют. Хотя и работы сейчас в деревне нет практически, только в соседнем селе, да и на заработки приходится в столицу порой ездить.
Постепенно поуходили в мир иной старики, совсем не осталось в деревне молодежи, из всей одной улицы только три жилых дома и осталось.
Зато как же это здорово случается: урвать на работе отгул к выходным и махнуть к родственникам в гости. В эту самую деревеньку. А зовется она Волково. Говорят, из-за наличия серых санитаров леса вокруг. Не знаю, волков не видела ни разу, хотя живности лесной встречалось много: и лоси, и дичь боровая, и кабаны, и на тяге постоять можно. Но я бы этой деревне присвоила какое-нибудь грибное название. Потому как грибы там водятся всегда. С июня и до ноября.
И не просто водятся, а растут как на плантациях. Попробую подробнее рассказать.
Приезжаешь обычно к обеду. Сразу попадаешь в атмосферу чистого воздуха и тишины. Тишины, не звенящей, пронзительной, а какой-то расслабляющей. Спокойной, лечащей. Смотришь на просторы, какие водятся только в российских глубинках севернее центральных районов. Южнее обычно дом на доме стоит. А здесь — ближайший сосед метрах в ста, а то и в двухстах.
Тебя сажают за стол, рассказывают последние деревенские новости, и как-то понимаешь, что в этом мире нет бесконечной и бестолковой московской суеты, гонки за рублем, живет деревня по своим законам жизни, и хорошо ей живется.
Но вернемся к грибам. За грибами Ольга нас всегда зовет прокатиться. Именно прокатиться. На машине мужа. Мы смеемся и вспоминаем крылатую фразу из известно кинофильма: «Наши в булочную на такси не ездят». Но, оказывается, еще как ездят. Сама Ольга по своим грибным местам ездит на велосипеде. Но на всех велосипедов нет. Поэтому Володя любезно предоставляет нам услуги по перевозке грибников.
А все потому, что, как я уже говорила, грибы там растут строго в определенных местах.
Подъехали к одной рощице молодой березовой. «Выгружайтесь, тут у нас подосиновики», — объявляет Ольга. Хотите верьте, хотите проверьте, а и правда, вдоль молодых березок ровнехонько, то здесь, то там стоят разнокалиберные подосиновички.
Срежешь один такой, с нераскрывшейся шляпкой, и вспоминаешь давнюю песню военных лет: «Такой молоденький, в пилотке новенькой…»
Пока мы медленно ходим, наслаждаясь воздухом и лесными просторами, родственники уже сигналят: «Поехали дальше, за подберезовиками». Вот уж воистину все познается в сравнении: у нас беготня по утрам в метро, а тут за грибами долго не ждут.
«Здесь уже собрали все, — со знанием дела поясняет Ольга, — дальше не будет».
«Ты их сама, что ли сажаешь?» — смеемся мы, но подчиняемся.
Затем нас привозят на подберезовое место, затем на сыроежковое.
«Есть еще опятное, но сейчас их нет, — опять же, как главный лесовик, — объясняет сестра.
А потом нам предлагают проехать на заветное лисичковое. Мы предлагаем эксперимент и идем пешком. По дороге назад находим пару подосиновиков. И все. А казалось бы, какие грибные места…
И вот мы на том заветном. Как рассыпанные медяки на свадьбе, такие же желтые, под цвет Ольгиного плаща, везде, буквально везде «разбросаны» лисички. Собирай, только бы корзинки хватило. Впрочем, лучше сразу в ведро собирать.
Опять приходит мысль, что грибы здесь посажены, как на грядках. Ольга только смеется.
Ну, конечно, так, по каким-то своим грибным законам, распорядилась грибница-мать. И совсем ни при чем антропогенный фактор. И вот так все лето. Волну колосовиков сменяет волна опят, затем идут осенние белые, и до самой поздней осени.
Как-то раз приехали мы в гости на ноябрьские праздники. Холодно, снег местами лежит.
Но мы все равно решили заглянуть на заветное «лисичковое». И не зря. Подмерзшие, под коркой льда, желтели вкусные лисички. Вкусные и полезные. Природные целители гельминтов и заболеваний печени. А помимо лисичек было обнаружено и семейство говорушки дымчатой. Осенний гриб хорош в засолке и в маринаде, обладающем приятным фруктовым запахом. Тоже немного подмерзшая, но такая же ароматная, как и в сентябре. Как ни крути, но грибной сезон того года был закрыт четвертого ноября тазиком говорушек и лисичек.