Как-то так получается, что дикой природе в поселениях человека, особенно крупных, практически нет места. Мы часто бездумно, не заглядывая вперед, вырубаем леса на большой площади, осушаем или засыпаем пруды и болота, а свободную территорию норовим украсить кучами мусора. Мы до сей поры не можем понять, что от благополучия окружающей среды напрямую зависит и наше здоровье.
Тем не менее, вопреки всему представители нашей флоры и фауны не упускают шанса, чтобы «прописаться» даже в таких крупных мегаполисах, как Москва. Например, удивительно видеть высоко на отвесной стене растущее деревце. Ясно, что маленькое семечко попало в щель стены и проросло, но откуда корни берут необходимые питательные вещества, чтобы развиваться? Поразительная стойкость к жизни.
В столице неплохо чувствуют себя сравнительно крупные животные, такие как лисицы. Приятель-охотник, живущий на Открытом шоссе, которое примыкает к Лосиному Острову, рассказывал, что лисы у них во дворе ночью частенько инспектируют мусорные баки.
Мне лисица-москвичка едва не угодила ранним зимним утром под машину не так уж и далеко от метро Сокольники. Правда, это было лет пятнадцать назад, но событие помню в подробностях. Некрупная лисичка, видимо самка, с великолепным мехом, на махах хотела пересечь улицу перед моей машиной. В свете фонарей мне хорошо было видно стремительно приближавшегося справа зверя. По тормозам ударили одновременно. Удивительно быстро, «на одной ноге», лисичка развернулась, подняв тучу снежинок, сказочно заблестевших в свете фонарей серебром, и унеслась назад.
Живут в черте столицы в Лосином Острове и самые крупные представители из диких копытных животных региона, лоси. Как-то гулял со щенком-ягдтерьером недалеко от Ярославского шоссе на территории строительного института МИСИ, (сейчас МГСУ), и увидел стадо лосей в четыре особи. Они паслись на опушке парка, рядом с железнодорожными путями у платформы Северянин.
К сожалению, в нашей стране отсутствует специальная служба, которая работала бы с дикими животными, если они случайно забредут в «каменные джунгли». В этом случае звери часто попадают в опасную ситуацию, могут раниться сами и покалечить окружающих людей. Несколько лет назад по телевидению показывали сюжет о сбитом рано утром электричкой близ платформы Маленковская лосе. Несчастное покалеченное животное лежало у путей целый день. Мимо проходила масса народа, все наблюдали эту дикую ситуацию. К раненому животному приезжали делегации от полиции, МЧС, ветслужбы, разводили ручками и ретировались, боясь брать на себя хоть какую-то ответственность.
Правда, в Хабаровске полицейские взяли на себя такую ответственность, но лучше бы они не делали этого. Долго гоняли по городу медвежонка-пестуна, не в силах поймать, а затем открыли беспорядочную стрельбу по зверю на территории детского сада, не попадая по месту. Дилетантская, топорная работа, подрывающая авторитет и полиции, и властей.
Ну, а когда дикие звери и птицы, живя рядом с нами в принципе не в свойственных для них обстановке и среде, при этом избегают опасностей города, то это всегда вызывает интерес. Многим хорошо известен большой магазин «Арсенал», расположенный на Юбилейной улице в подмосковных Мытищах, торгующий охотничьими и рыболовными товарами.
В прошлом году я как-то зашел в него, посмотрел новинки. А затем перешел улицу, направляясь в шиномонтаж, находящийся напротив. Был конец марта, ночью выпала небольшая порошка. Подойдя к шиномонтажу, я посмотрел налево и остолбенел: на снегу отчетливо был виден русачиный малик! Русачок спокойно и деловито прошел вдоль улицы и свернул вглубь пустыря. А пустырь то на самом деле небольшой, со всех сторон зажат домами и быстро сокращается, как шагреневая кожа. Но русачок, по всей видимости, не унывает и ухитряется существовать рядом с многоэтажными домами.
Как-то давно пришлось читать рассказ про мужика-единоличника, который в период всеобщей коллективизации крестьян упорно не хотел вступать в колхоз. Власти притесняли его, чинили ему и его семье всяческие пакости, регулярно отрезали от его пая земли участки. Но мужик не сдавался и в колхоз не вступал. Так и русак-единоличник, держится за свой крохотный пустырь с бурьяном, где он, может быть, и появился на свет.
Недавно познакомился с настоящим выжлятником Александром Алексеенко, проживающим в Мытищах на улице Борисовка. Вот дает, скажите вы, ведь выжлятники существовали только в царское время. Скажите и ошибетесь. И мой зять Никита, молодой охотник, тоже стал выжлятником. А все дело в том, что ребята завели себе легавых породы венгерская выжла. Так вот, Александр, гуляя со своим «выжлецом» по кличке Яммер, (видимо, имя навеяно какими-то венгерскими мотивами), тоже находил следы русаков на другом, более обширном пустыре, расположенном между улицами Борисовка и Троицкая с одной стороны, а с другой Мытищинской ТЭЦ и Волковским шоссе.
Здесь, по словам Александра обитает несколько русаков. Одного из них нынешней зимой у сетки, отделяющей пустырь от улицы Борисовка, поймали и разорвали бродячие собаки, настоящий бич живой природы. Очень жаль конечно, что фактически экзотические для такого крупного города, как Мытищи, животные все же иногда погибают.
Александр сообщил мне еще одну замечательную новость. Оказывается, на этом пустыре обитает и приличная стайка серых куропаток. Как они уживаются здесь, тоже загадка. Ведь в микрорайоне много мусорных баков и поэтому в округе всегда полно ворон. Еще одна угроза для зайчат и самых разных птенцов. Есть еще одна беда для дикой живности на пустыре, это постоянные весенние палы, которые устраиваются местными гуляющими недоумками. К сожалению, не помогают ни беседы, ни тушение огня ветками. Стоит отойти, как поджигатели берутся за свое. Хотя сейчас палы запрещены повсеместно. Вместе с бурьяном горит и многочисленный мусор, который выбрасывают гуляющие горожане. Картина удручающая: густой черный, насыщенный канцерогенами дым отравляет всю округу.
На пустыре расположены и частично незамерзающие зимой, благодаря теплой воде из ТЭЦ, пруды. На них скапливается зимовать много кряквы, даже остаются несколько пар лысух. Часто прилетают огари из Московского зоопарка. В стужу, несмотря на открытую воду, уткам приходится, конечно, нелегко. Поэтому стараюсь, когда есть возможность, подкормить их, высыпая зерно на лед.
Приведу еще один пример жизненной стойкости пернатых. На железнодорожной станции поселка Софрино есть отдельная платформа для электричек на Красноармейск. Как известно, платформа состоит из пустотелых плит перекрытия. Так вот, в самом крайнем отверстии плиты, рядом с железнодорожными путями свила гнездо синичка-московка. Свила и вывела птенцов. Буквально в сантиметрах от гнезда проходят грохочущие поезда, а родителям до этого нет никакого дела, они деловито и регулярно, не на что не обращая внимание, знай себе кормят своих птенцов. Ну как тут не снять перед ними шляпу?
Тесно стоящие многоэтажные дома, построенные в стиле рациональной и одновременно бездушной архитектуры, парковки с многочисленными машинами, толпы людей, снующие туда-сюда, в принципе не оставляют места для живой природы. И то, что растения, дикие звери и птицы как-то адаптируются и не спешат покидать свои пока еще свободные от застройки угодья, живя рядом с нами, это просто чудо.